Папки-передвижки

Сообщение из опыта работы «Инновационная деятельность в ДОУ в развитии познавательной активности дошкольников»

Инесса Тимченко
Сообщение из опыта работы «Инновационная деятельность в ДОУ в развитии познавательной активности дошкольников»

«Дом не стоит без фундамента.

Дерево не растет с подрубленным корнем.

Человек не может жить без основы.

Сердцевинка должна быть в нем.

А это - прошлое наше и светлая память о нем.»

Е. М. Дружинин

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Инновационная деятельность в ДОУ в развитии познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил.

Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет педагогу повысить учебную мотивацию обучающихся, выстроить индивидуальную образовательную траекторию каждого воспитанника, дает возможность эффективно использовать новые знания, обеспечивает индивидуальный темп работы.

Начиная с первой младшей группы детей знакомим с логическими блоками Э. Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики. Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" обо всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.

Не менее интересна технология Кюизенера. Эту технологию мы используем начиная с первой младшей группы до выпуска в школу. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективной технологией является технология Петерсона.

Основная цель технологии Петерсон – знакомство с новыми понятиями и формирование новых представлений у детей, в зависимости от конкретной ситуации, уровня подготовки детей, их количества, возможностей использования демонстрационного и раздаточного материала.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятель-ность. Поэтому в процессе игры дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». Дети не замечают, что идет обучение, — они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками ЛЕГО. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия — «Игралочка».

Используется технология Петерсон в младшей и старшей санаторных группах ДОУ, т. е. с 3 лет и до выпуска детей в школу.

Большое внимание в ДОУ уделяется и проектной деятельности. Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной практике, это форма продуктивной деятельности. Всем известно, что под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проектная деятельность способствует развитию познавательной активности, мышления, воображения и речи детей. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение, находить правильные пути решения сложившейся проблеме. Метод проектов в ДОУ используется белее 10 лет.

Все мы знаем, что дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие познавательных способностей.

Развитие познавательных способностей у дошкольников невозможно без развития речи, т. к. речь – яркий показатель развития ребёнка. Для развития речи и развития познавательных способностей детей в ДОУ особенно актуальны методики: «Наглядного моделирования и графической символики» Л. А. Венгера, «Исследовательские картинки» Т. А. Ткаченко, технология ТРИЗ Г. С. Альтшеллера, «Обучение творческому рассказыванию детей» Л. М. Граб, круги Лулия. Данные технологии широко используются в работе с детьми в старшей санаторной группе.

Развитие познавательной активности дошкольников – процесс длительный и сложный. Поэтому необходимо использовать современные педагогические технологии т. к. в процессе обучения и воспитания у детей отмечен рост познавательной активности, расширен познавательный интерес, желание и способности научиться.

Публикации по теме:

Презентация «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности» Организация развивающей среды для экспериментирования в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование.

Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении.

Опыт работы «Проектная деятельность как одно из средств развития познавательной активности детей» Не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. В развитии личности ребенка огромное значение,.

Презентация «Развитие познавательной активности дошкольников через театрализованную деятельность» В презентации представлен опыт нашего МБДОУ по развитию у дошкольников познавательной активности через театрализованную деятельность. Именно.

Сценарий деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность»Сценарий деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность» Сценарий деловой игры с педагогами МБДОУ «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность».

Сообщение из опыта работы «Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников» Что такое лэпбук и как его использовать? Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то.

Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством использования приема «изосказка» в старшей группе ) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда.

Сообщение из опыта работы «Повышение интереса детей к двигательной активности посредством активных игр» Всем известно, что подвижная игра является одним из элементов повышенной двигательной активности. Игры, бесспорно, составляют одно из наиболее.

Выписка из протокола родительского собрания «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников 4–5 лет» ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА №3 Заседания родительского собрания в средней группе №1 МДОУ «Детский сад №75» 27.03.2018г. Присутствовали: 19 человек.

Презентация «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности» Стараясь придерживаться слов восточного мудреца: «Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Строю всю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Инновационная деятельность в ДОУ в развитии познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 14 января 2019 в 12:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД