Получи документы

Сообщение из опыта работы «Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников»

Елена Халявкина
Сообщение из опыта работы «Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников»

Что такое лэпбук и как его использовать?

Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её) или вспомним папки-передвижки с кармашками. Воспитатели в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука».

Публикация «Сообщение из опыта работы „Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников“» размещена в разделах

Что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям?

Итак, пришёл лэпбукинг к нам из Америки. В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Лэпбуктематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.

В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали столь популярны за счет домашнего образования(homeschooling). При таком обучении лэпбук является финальным этапом изучения определенной темы.

Проведя аналогию с отечественным образованием, то лэпбук это по сути финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук. Получается изначально лэпбук– это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Но также лэпбук делают сами педагоги и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде.

Например, мы для себя выработали такие :

1. Информативность. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна для ребёнка.

2. Прочность. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативность. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

5. Доступность. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких больших текстов с описаниями, лишней информации.

6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)

Чем для нас стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?

Во-первых, мы прививаем своим детям любовь к обучению;

во-вторых, делаем разнообразной даже самую скучную тему и расширяем кругозор, а также обогащаем активный словарь и уточняем имеющийся предметный словарь;

в-третьих, мы вместе с ребёнком учимся структурировать сложную информацию;

в-четвертых, развиваем свою креативность и творческое мышление;

в-пятых, учим своих детей простому способу запоминания.

Дети очень любят наполнять свой лэпбук познавательной информацией, различными развивайками. Но помимо информации, дети придумывают загадки по выбранной теме, сочиняют стихи, создают метафоры, играют с волшебниками. Данная форма работы позволяет детям легче учиться искать информацию, структурировать её и запоминать, быстрее осваивать технологические карты по МК «Я познаю мир».

В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Эффективно использовать Лэпбук можно

как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной,

так и для самостоятельной работы.

На основании выше сказанного педагогами нашего дошкольного учреждения были разработаны ЛЕПБУКИ по двум направлениям: речевому и познавательному развитию.

Позвольте представить вам некоторые из них: «Машина математика» данная разработка является продолжением комплекса познавательно – игровых пособий по ТРИЗУ под общим названием «Маша и медведь».

Включает в себя следующие игры:

ПАРОВОЗИК «ТРИЗИК»

1.«Найди и объясни» Найти как можно больше карточек с изображением объектов, объединённых значением заданного признака. 2.«На что похожи геометрические фигуры». Содержит серии картинок с различными геометрическими фигурами и предметами ближайшего окружения. 3. «Собери правильно» - разрезные картинки. 4. «Собери друзей одного цвета,одной формы5. «Раз, два, три – свой домик найди». Закрепить умение различать геометрические фигуры, цифры. 6. «Справа – слева, вверху – внизу». Закрепить понятие о возможностях зрительного анализатора, определяя местонахождение

Лэпбук «Домашние животные»

Цель: расширение знания детей о домашних животных живущих рядом с людьми, обобщение жизненных наблюдений детей за ними, познакомить с частями тела животных, повадками, внеш. видом, названиями детёнышей, развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).

Лэпбук «Познавай-ка

Цель лэпбука : учить детей выделять признаки у объектов.

закрепить имя признака.

учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

закрепить умение составлять целое из отдельных картинок.

Лэпбук «Наш город – Энгельс»

Цели: способствовать, осознанно относиться к органам восприятия, способствовать формированию умения задавать различные типы вопросы к объектам родного города, способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования, развивать способность к воображению и фантазированию.

«Аркадий паровозов спешит на помощь!»

Цель: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по здоровому образу жизни, о некоторых признаках здоровья; обогащать знания детей о здоровом питании, физкультурном движении в целом; развивать умение оказывать первую помощь, наблюдательность, самостоятельность мышления.

В лэпбуке подобраны игры : Д/И «Определи опасность», Д/И «Юные пожарные спешат на помощь», Д/И «Это надо знать. Юный пешеход», Д/И «Ромашка здоровья» и др.

Благодаря этой форме работы дети освоили первую медицинскую помощь, ориентируются в режиме дня, имеют представление о полезной и вредной еде, витаминах, которые содержаться в полезных продуктах и конечно, что в себя включает азбука здоровья и безопасности.

К речевым относятся:

Лэпбук «В гостях у сказки»

Задачи: активизировать и обогащать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи; способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования по средствам русских народных сказок; научить детей составлять рифмованные тексты и загадки по русским народным сказкам; развивать способность к воображению и фантазированию.

«Бусики- рифмусики», «Волшебники-потеряшки», «Пазлы», «Домино из сказки», «Бычок рифмованный бочок», д/и по р. н. с «Лиса и волк», «Подбери рифму»,»Лимерики».

Лэпбук «Речевой теремок»

Цель: формирование мыслительных операций, способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок, развитие логического мышления, развивать связную речь, умение находить причинно-следственные связи между словами, способствовать формированию задавать различные типы вопросов к объектам или процессам, учить объединять героев по заданному признаку. Учить наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

Лэпбук «Путешествие по королевству «Красивых фраз»

содержит игры речевой направленности: рифмовки, аксимуроны, лимерики, митафоры.

В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Лэпбук - это эффективное средство для развития познавательных способностей у дошкольников.

Такая увлекательная форма работы при детско-взрослом взаимодействии развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать потенциал дошкольника, но и поддержать инициативу ребенка.

«Книга на коленях» является также очень мобильной системой. Ее можно без трудностей перевозить, переносить, а также дать «погостить» в другую группу или даже домой ребенку.

Прикреплённые файлы:

lepbuk_fabg9.ppt | 8668,27 Кб
 
Публикации по теме:

Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития детей раннего возраста Познавательно – речевая деятельность детей раннего возраста качественно отличается от познавательно-речевой деятельности детей дошкольного.

Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении.

Мастер-класс для педагогов на тему «Лэпбук как средство речевого и познавательного развития дошкольников» Что такое лэпбук и как его использовать? Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то.

Обобщение опыта работы «Народно-прикладное искусство как средство развития речи старших дошкольников с ОНР» Народно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит.

Обобщение опыта работы по теме «Литературное краеведение как средство формирования любви к малой Родине у дошкольников» МКДОУ «Введенский детский сад общеразвивающего вида №3» Обобщение опыта работы на тему: «Литературное краеведение как средство.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Лэпбук как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников Введение Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности.

Сообщение из опыта работы «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы» Сообщение из опыта работы на тему: «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы» Клепач Вероники Михайловны МБДОУ «Детский сад №55».

Сообщение из опыта работы «Развитие речевого творчества дошкольников посредством дидактических игр» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №40 «Берёзка» Сообщение из опыта работы. «Развитие.

Сообщение «Макетирование как средство познавательно-речевого развития детей» Сообщение на тему «Макетирование как средство познавательно-речевого развития детей». Цель: эффективное проведение коррекционно-образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников»
Опубликовано: 4 декабря 2018 в 09:03
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД