Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Вальдорфская система воспитания»

Комагорцева Елена
Консультация для педагогов «Вальдорфская система воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Вальдорфская педагогика — это альтернативная система педагогики, которая основана на антропософском подходе к пониманию природы человека.

Антропософия — религиозно-мистическое учение, основателем которого стал австриец Рудольф Штейнер. Именно к нему обратился хозяин сигаретной фабрики Вальдорф-Астория с просьбой помочь ему в открытии школы, предназначенной для детей сотрудников фабрики. У Штайнера появилась возможность применить собственную теорию на практике. Основой педагогической системы, применяющейся в этой школе, стала антропософия

Публикация «Консультация для педагогов „Вальдорфская система воспитания“» размещена в разделах

Школа Вальдорфа сразу приобрела огромный успех и дала своё имя альтернативной педагогической системе.

С точки зрения антропософии, развитие каждого ребёнка происходит циклично. Чтобы изучить ту или иную область знаний, ему требуется определённое время. И, пытаясь опередить это время, педагоги вредят ребёнку. Штейнер всегда очень отрицательно относился к теориям раннего развития, "заразив" этим неприятием всех своих сподвижников и единомышленников. Педагоги Вальдорфской системы уверены, что нельзя торопить детство — пусть ребёнок насладится этим золотым временем в полной мере. Только в этом случае, считают они, можно ожидать раскрытия его как полноценной, гармоничной личности.

Согласно антропософической теории, детский сад вовсе не является подготовкой к школе. В свою очередь, школа не является подготовкой к институту. Обучение по Вальдорфской педагогике подразумевает соединение изучения окружающего мира, эстетического воспитания и всевозможных прикладных ремёсел.

В качестве кредо Вальдорфской педагогики выступает утверждение — "Всему своё время". Эта система является противоположной многочисленным методикам раннего развития детей. Педагоги, придерживающиеся принципов антропософии, считают, что самое лучшее и полезное для ребёнка — познавать окружающий мир естественным путём, без принуждения, без внутреннего сопротивления, используя для этого чувственный опыт.

Основные принципы Вальдорфской педагогики :

• Полная близость к природе (естественная среда, сад, поле, огород) и полный запрет ТВ, компьютера и других достижений цивилизации;

• Особое внимание уделяется прикладным умениям — рисованию, вязанию, лепке и т. д., тогда как традиционные науки — чтение, письмо, математика, — отодвигаются на второй план;

• Личность ребёнка — приоритетна;

• Принципом обучения становятся подражательные действия — взрослый делает, дети стараются повторить;

• Никаких оценок, никаких эталонов, никакого принуждения;

• Натуральность — не только в окружении, но и в предметах интерьера и пособиях: всё сделано из природных материалов, в том числе — мебель и игрушки.

Разумеется, Вальдорфская педагогика соединяет в себе как положительные, так и отрицательные черты. Дети, воспитанные по этой системе, становятся гармонично развитыми личностями с хорошо развитым воображением, обладают широким взглядом на всевозможные явления и понятия. Все они с любовью относятся к природе, многое умеют делать руками, достаточно ответственны, и дисциплинированы, приучены отвечать за младших и уважать старших.

Однако не следует забывать, что в основе Вальдорфской системы лежит антропософия — мистическое учение. А значит, родителям, которые хотели бы отдать своего ребенка в вальдорфский сад или школу, следует внимательно изучить основополагающие принципы этой системы.

Напимер, при желании отдать своего ребёнка в Вальдорфский детский сад, необходимо понимать: здесь его не научат ни чтению, ни основам математики. Это особенно важно для тех ребят, которые после садика пойдут в обычную, традиционную школу. Педагоги таких садов и школ категорически против параллельных занятий ребёнка в других секциях или кружках.

Не стоит забывать, что стандартам Штайнер-педагогики крайне сложно соответствовать как дома, так и в обществе. https://samopoznanie.ru/schools/waldorf_education/

В Иркутске Вальдорфский сад появился в 1995 году. Он расположен по ул. Коммунаров в районе ЦПКиО. Сюда ходят всего 20 ребятишек и работают 5 воспитателей. Основная задача воспитателей и родителей - это работа над собой, постоянное самосовершенствование, так как дети до 7 лет - это дети подражающие. Они впитывают всё, что видят у взрослых.

Атмосфера в данном саду максимально естественная. Мебель из дерева, печное отопление, самодельные игрушки. Детей принимают в возрасте с 2 до 3 лет, учитывается, насколько ребёнок связан с мамой, как он маму от себя отпускает. Обычно дети продолжают образование уже в вальдорфской школе. Поэтому специально к школе в этом саду не готовят, хотя большинство детей в возрасте 6-7 лет считают, знают буквы, пишут свои имена. Очень много занятий направлено на развитие мелкой моторики. Своей главной задачей Вальдорфский детский сад видит воспитание в маленьких людях внутренней гармонии. В выпускниках сада обычно нет агрессии и зла, а есть спокойствие и миролюбивость. (Восточно-Сибирская правда. ру, «Все знали, куда они идут»).

Что касается Вальдорфских школ, то они в России до сих пор считаются некой экзотикой. Название «Вальдорфская школа» является зарегистрированной международной торговой маркой. Права на её использование принадлежат союзу независимых вальдорфских школ. Вальдорфская методика используется как в вальдорфски ориентированных школах, так и в среде домашнего обучения. Так же её приняли учителя некоторых других частных и государственных школ. Но данная методика обязательно проходит адаптацию под то учреждение, где её пытаются ввести.

В Иркутской Вальдорфской школе 12-летняя система обучения. Количество учащихся колеблется в пределах 120. Образовательный процесс осуществляется по государственным образовательным стандартам в их инвариантной части.

Школа позиционируется особым, гуманным отношением к детям и направленностью, в первую очередь, на их духовное развитие. Отсюда специфические обязательные предметы: игра на флейте, рукоделие, ремесло, лепка из глины. Дети учатся "эпохами" - несколько недель главным уроком определяется один из предметов: математика, русский язык, ботаника и т. д. Кстати, главный урок длится 1 час 45 минут. Учебников нет - дети их пишут и рисуют сами. Отметок в школе не ставят - только зачет или незачет.

Очень часто проводятся классные родительские собрания, которыми мы обязаны Штейнеру. На них никого не ругают, а рассказывают исключительно об успехах учеников и содержании следующей эпохи.

Тем не менее, при всей "домашности" и уютности школы, багаж знаний у учеников ИВШ существенно "легче", чем у их сверстников из общеобразовательных школ. Вероятно, поэтому некоторые родители стремятся после окончания начальной школы перевести детей в государственные учебные заведения. Текст: Елена Вторушина (Иркутск, Лада Степанова (Иркутск)

Российская газета - Неделя - Прибайкалье №4734 (0)

Можно сказать, что вальдорфская педагогика у нас в стране является пусть скромным, но все же заметным инновационным движением.

По нашему мнению, знакомство с такой педагогической системой, как вальдорфская школа, представляется актуальным в настоящее время. Наша традиционная государственная школа, по преимуществу знаниевая, в условиях которой ученик, чтобы быть успешным, должен подчиниться достаточно абстрактным требованиям обеспечения так называемого «уровня» знаний, которые будут забыты им через несколько дней после экзаменов. В то же время другие значимые для любого отдельного человека и для здоровой жизни общества стороны личности остаются совершенно без внимания. Но как объединить идею знаниевого образования с общечеловеческим? Этот вопрос остаётся открытым. Хочется отметить, что из вальдорфской педагогики есть что позаимствовать. Но главное, чему она может научить – это уважение к личности ребёнка, бережное отношение к тому прекрасному, быстротечному и невозвратному времени, которое зовется детством.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Консультация для педагогов ДОУ «Зарубежные системы воспитания детей в детских садах» Детские сады в Великобритании В Великобритании садики делятся на два типа — государственные и частные. Государственные садики в Великобритании.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

План работы МО педагогов ДОО «Коллаборация педагогов дошкольной организации и родителей в области воспитания дошкольников»План работы МО педагогов ДОО «Коллаборация педагогов дошкольной организации и родителей в области воспитания дошкольников» Методическое объединение педагогов МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» Октябрьского района Тема: «Коллаборация педагогов дошкольной организации.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Вальдорфская система воспитания»
Опубликовано: 21 марта 2023 в 08:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Вальдорфская система воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Комагорцева Елена (УИ 2737145) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД