МААМ-картинки

Группа кратковременного пребывания

Елена Копейкина
Группа кратковременного пребывания

Группа кратковременного пребывания — это целостный образ жизни дошкольника — несколько часов дня, заполненных разнообразной совместной деятельностью в группе сверстников.

1. Пояснительная записка

Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети дошкольных учреждений и снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи.

Публикация «Группа кратковременного пребывания» размещена в разделах

Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть городских детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье.

Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника.

2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:

1. Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации).

2. Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе.

3. Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.

Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации, однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе. В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребёнка - стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка.

У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум; дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения; у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.

В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках МДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребёнка. Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия МДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с семьей возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка. Для успешной адаптации ребёнка к режиму МДОУ необходимо создавать группы кратковременного пребывания ребёнка до его поступления в МДОУ.

Документация, необходимая для открытия

адаптационной группы кратковременного пребывания «Малышок»

1. Положение об адаптационной группе кратковременного пребывания «Малышок».

2. Режим работы организации жизнедеятельности группы и учебный план.

3. Список детей и табель посещаемости детей.

4. Заявление родителей (лиц их заменяющих) и договор между МДОУ и родителями ребенка (лицами их заменяющими).

5. Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

6. Перспективный план образовательной деятельности.

7. Карты по определению адаптированности ребенка к поступлению в МДОУ.

8. Приказ об окрытии ГКП.

4. Организация образовательной деятельности

с детьми адаптационной группы кратковременного пребывания «Малышок»

В основе подбора содержания образовательной деятельности легли идеи научно обоснованной программы и методики последовательного воспитания и развития малыша от 1 года до 3 лет «Кроха» ( авторы: Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. М. : Просвещение, 2010).

Образовательная деятельность строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Взрослый привлекает детей к организованной деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и видам деятельности, занимая позицию заинтересованного партнера-участника.

В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:

1. Организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития).

2. Гибкий охват детей (индивидуально, парами, подгруппами) формами и содержанием деятельности, соответствующими их возрастным возможностям.

3. Дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (7-10 минут).

Цель образовательной программы: обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей от 1 до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов.

Задачи образовательной программы:

1. Способствовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в группах кратковременного пребывания.

2. Создать предметно-развивающую среду, активизирующую познавательную деятельность ребенка.

3. Повысить культуру общения между взрослыми и детьми.

4. Привлечь внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка раннего возраста через организацию нетрадиционных форм работы с родителями.

5. Пропагандировать среди семей муниципального образования посещение детей раннего возраста адаптационных групп кратковременного пребывания.

Программа предусматривает направления: работа с детьми, работа с родителями.

Работа с детьми:

1. Знакомство с ребенком на основе документов.

2. Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья ребенка.

3. Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми.

4. Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья ребенка.

5. Формирование навыков общения.

6. Педагогическая диагностика.

Работа с родителями:

1. Встречи, беседы с родителями.

2. Сбор необходимой документации.

3. Консультации по воспитанию и развитию ребенка.

4. Анкетирование.

5. Встречи и консультации с медсестрой.

6. Создание банка данных на ребенка: его привычки, особенности характера, состояние здоровья.

Результат:

1. Разработка индивидуального режима в период адаптации.

2. Консультации и рекомендации для родителей.

3. Проведение коррекционной работы.

4. Заключение о периоде адаптации.

5. Создание условий для благоприятного течения периода адаптации посредством взаимосвязи всех участников.

5. Планируемые результаты:

Дети:

1. успешная подготовка к поступлению в детский сад (сохранение здоровья малышей, эмоциональное благополучие, общение со сверстниками).

2. оптимальный уровень развития раннего возраста, ранняя социализация личности.

Родители:

1. повышение активности родителей в процессе воспитания и развития детей.

2. повышение педагогической грамотности родителей.

3. гармонизация отношения с ребенком в трудный период адаптации.

4. повышение психолого-педагогической компетентности родителей и уверенности в собственных педагогических возможностях

II. Содержательный раздел

1. Учебный план

Структура учебного плана отражает различные стороны предметной деятельности детей. Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных и психических особенностей воспитанников, при этом используются различные пе-дагогические технологии, методы, формы и приемы организации образовательной деятельности с обязательным деятельностным подходом.

Темпы продвижения по образовательной программаме у детей различны и зависят от их возможностей, уровня развития и возраста.

Планирование образовательной деятельности каждого ребенка осуществляется совместно с родителями, педагогами и психологом. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения.

Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:

1. игровая деятельность (развивающие, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);

2. продуктивная деятельность (художественно – изобразительная, конструирование, ручной труд);

3. двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения);

4. коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками);

5. элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).

В ГКП образовательный процесс построен в соответствии с требованиями СанПиН (СанПиН 2.4.1.3049-13) :

специально организованное обучение в форме непосредственно образовательной деятельности:

максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки составляет:

- для детей в возрасте от 1 до 3 лет – не более 1.5 часа в неделю

Непосредственно образовательная деятельность проводится в групповом помещении. Расписание составляется в начале учебного года, утверждается заведующим МДОУ и заверяется печатью.

Учебный год начинается 1 октября и заканчивается 25 апреля текущего года.

Формы работы:

• фронтальная и индивидуальная НОД;

• индивидуальная работа со специалистами.

Прикреплённые файлы:

gkp-malyshok_7fgot.pptx | 234,65 Кб
 
Публикации по теме:

«Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования» «Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования» Заведующий МБДОУ д/с №80 О. П. Цыганова Старший.

Консультативный пункт в детском саду. Возможности и условия организации Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного.

Автор публикации:
Группа кратковременного пребывания
Опубликовано: 15 июля 2014 в 07:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД