Елена Копейкина
Группа кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Группа кратковременного пребывания — это целостный образ жизни дошкольника — несколько часов дня, заполненных разнообразной совместной деятельностью в группе сверстников.
1. Пояснительная записка
Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети дошкольных учреждений и снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи.
Публикация «Группа кратковременного пребывания» размещена в разделах
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть городских детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье.
Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника.
2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:
1. Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации).
2. Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе.
3. Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.
Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации, однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе. В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребёнка - стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка.
У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум; дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения; у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.
В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках МДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребёнка. Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия МДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с семьей возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка. Для успешной адаптации ребёнка к режиму МДОУ необходимо создавать группы кратковременного пребывания ребёнка до его поступления в МДОУ.
Документация, необходимая для открытия
адаптационной группы кратковременного пребывания «Малышок»
1. Положение об адаптационной группе кратковременного пребывания «Малышок».
2. Режим работы организации жизнедеятельности группы и учебный план.
3. Список детей и табель посещаемости детей.
4. Заявление родителей (лиц их заменяющих) и договор между МДОУ и родителями ребенка (лицами их заменяющими).
5. Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
6. Перспективный план образовательной деятельности.
7. Карты по определению адаптированности ребенка к поступлению в МДОУ.
8. Приказ об окрытии ГКП.
4. Организация образовательной деятельности
с детьми адаптационной группы кратковременного пребывания «Малышок»
В основе подбора содержания образовательной деятельности легли идеи научно обоснованной программы и методики последовательного воспитания и развития малыша от 1 года до 3 лет «Кроха» ( авторы: Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. М. : Просвещение, 2010).
Образовательная деятельность строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Взрослый привлекает детей к организованной деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и видам деятельности, занимая позицию заинтересованного партнера-участника.
В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:
1. Организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития).
2. Гибкий охват детей (индивидуально, парами, подгруппами) формами и содержанием деятельности, соответствующими их возрастным возможностям.
3. Дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (7-10 минут).
Цель образовательной программы: обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей от 1 до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов.
Задачи образовательной программы:
1. Способствовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в группах кратковременного пребывания.
2. Создать предметно-развивающую среду, активизирующую познавательную деятельность ребенка.
3. Повысить культуру общения между взрослыми и детьми.
4. Привлечь внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка раннего возраста через организацию нетрадиционных форм работы с родителями.
5. Пропагандировать среди семей муниципального образования посещение детей раннего возраста адаптационных групп кратковременного пребывания.
Программа предусматривает направления: работа с детьми, работа с родителями.
Работа с детьми:
1. Знакомство с ребенком на основе документов.
2. Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья ребенка.
3. Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми.
4. Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья ребенка.
5. Формирование навыков общения.
6. Педагогическая диагностика.
Работа с родителями:
1. Встречи, беседы с родителями.
2. Сбор необходимой документации.
3. Консультации по воспитанию и развитию ребенка.
4. Анкетирование.
5. Встречи и консультации с медсестрой.
6. Создание банка данных на ребенка: его привычки, особенности характера, состояние здоровья.
Результат:
1. Разработка индивидуального режима в период адаптации.
2. Консультации и рекомендации для родителей.
3. Проведение коррекционной работы.
4. Заключение о периоде адаптации.
5. Создание условий для благоприятного течения периода адаптации посредством взаимосвязи всех участников.
5. Планируемые результаты:
Дети:
1. успешная подготовка к поступлению в детский сад (сохранение здоровья малышей, эмоциональное благополучие, общение со сверстниками).
2. оптимальный уровень развития раннего возраста, ранняя социализация личности.
Родители:
1. повышение активности родителей в процессе воспитания и развития детей.
2. повышение педагогической грамотности родителей.
3. гармонизация отношения с ребенком в трудный период адаптации.
4. повышение психолого-педагогической компетентности родителей и уверенности в собственных педагогических возможностях
II. Содержательный раздел
1. Учебный план
Структура учебного плана отражает различные стороны предметной деятельности детей. Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных и психических особенностей воспитанников, при этом используются различные пе-дагогические технологии, методы, формы и приемы организации образовательной деятельности с обязательным деятельностным подходом.
Темпы продвижения по образовательной программаме у детей различны и зависят от их возможностей, уровня развития и возраста.
Планирование образовательной деятельности каждого ребенка осуществляется совместно с родителями, педагогами и психологом. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения.
Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:
1. игровая деятельность (развивающие, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);
2. продуктивная деятельность (художественно – изобразительная, конструирование, ручной труд);
3. двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения);
4. коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками);
5. элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).
В ГКП образовательный процесс построен в соответствии с требованиями СанПиН (СанПиН 2.4.1.3049-13) :
специально организованное обучение в форме непосредственно образовательной деятельности:
максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки составляет:
- для детей в возрасте от 1 до 3 лет – не более 1.5 часа в неделю
Непосредственно образовательная деятельность проводится в групповом помещении. Расписание составляется в начале учебного года, утверждается заведующим МДОУ и заверяется печатью.
Учебный год начинается 1 октября и заканчивается 25 апреля текущего года.
Формы работы:
• фронтальная и индивидуальная НОД;
• индивидуальная работа со специалистами.