Приложение МААМ

Использование нетрадиционных техник изодеятельности в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Екатерина Бубнова
Использование нетрадиционных техник изодеятельности в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

слайд2 Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Детям, имеющим нарушения функций зрения, нелегок путь познания. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности, необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их характерные признаки.

Публикация «Использование нетрадиционных техник изодеятельности в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах

Процесс рисования сказывается на детях весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.

Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, т. е. позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия

- внимания, усидчивости

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмо

циональной отзывчивости.

слайд 3 цели задачи

слайд 4

1 этап – развитие у детей положительного эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования;

2 этап – учить детей правильно держать и пользоваться инструментами для рисования;

Работая с детьми с нарушением зрения, необходимо помнить, что на начальном этапе надо поупражнять руку. Для этого детям представляют большую площадь стены – рисовальные доски (особенно младшим детям). Все дети по очереди рисуют речку на доске. Следует учить рисовать отдельные линии, тренировать руку, придать ей смелость. Можно закрыть глаза, покрутить карандашом на одном месте. Очень полезно использовать разные изобразительные средства: мел, мелки, карандаши, кисти разных размеров. При обучении рисованию очень важно научить детей правильно держать кисть, карандаш, причем одного показа, как правило, оказывается недостаточно. Приходится вкладывать кисть в пальцы ребенка и следить за тем, как он держит ее, в процессе рисования неоднократно поправлять. Перед началом занятия необходимо предлагать детям правильно взять карандаш, а по ходу рисования контролировать и поправлять детей.

3 этап – закреплять умения и навыки работы в разнообразных техниках изображения.

слайд 5

Для тренировки и коррекции мышечных возможностей руки ребенка, перед каждым занятием по изобразительной деятельности, я провожу с детьми гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев, каждое из которых позволяет корригировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга.

Доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Для тренировки и коррекции мышечных возможностей руки ребенка, перед каждым занятием по изобразительной деятельности, я провожу с детьми гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев, каждое из которых позволяет корригировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга.

При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего. Для развития зрительных функций с детьми проводится Зрительная гимнастика: повышение остроты зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения, развитие глазодвигательных функций

Дыхательные упражнения

массаж рук

При нарушении зрения у дошкольников страдает восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование представлений об окружающем. Именно поэтому необходима предварительная работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов при обследовании предмета, его качеств и свойств. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта способствует более полному формированию предметных представлений.

слайд 6 Монотипия, Штрихом, Паролоном, На воздушных шарах.

слайд 7 Раздувание, Кляксография, фотокопия, Граттаж.

слайд 8 Воск. мел+акварель, Печать листье, Пальчиками, Тычкование

слайд 9 Нитками, Расчесывание, Солью, Песком

слайд 10 Использование н. т. р. не только в образовательной но и в свободной деятельности

на улице (рисование на снегу, рисование листьями, рисование на песке)

рисование на лице (грим для сказочных персонажей)

слайд 11 Так выглядит наш уголок изодеятельности. Для привлечения детей к рисованию в нетрадиционной художественной технике в свободное время, желательно создать в группе развивающую пространственную среду, способствующую активизации различных творческих проявлений детей и оснащенную разнообразными пособиями и материалами: трафареты, печати, клише, мелки, фломастеры, разнообразные крышечки, пробочки, фигурки и т. д.

слайд 12 Организация рабочего места ребенка с нарушением зрения в процессе рисования имеет ряд особенностей. Рекомендуется использовать подкладку по цвету (в зависимости от зрительного диагноза, по размеру (слабовидящим меньше) листа бумаги; размер листа, его фон зависят от остроты зрения (целый лист или его половина); для детей со значительной потерей зрения используется вертикальная подставка для индивидуального образца.

Следует удобно располагать учебный материал на столе для рисования в зависимости от оккюзии.

При обучении детей с нарушением зрения на занятиях по рисованию применяемый образец должен быть крупный, точный по цвету, форме, приближенный к реальности или используется реальный предмет. Необходим лист для крупного, поэтапного (1, 2 или 3 элемента, частичного (1, 2 совмещенных элемента, сложные соединения) показа и показа конкретного элемента (цвет, форма, величина). Для развития самостоятельности, творчества детей в рисовании используются дополнительные пособия:

- эталоны цвета, формы, величины;

- отдельные изображения к сюжетам: елка, человек, дом и т. д. ;

- отдельные изображения для понимания плановости рисунка, перспективы рисунка (дом большой и маленький, дерево большое и среднее, машина большая и средняя);

- натура (2 – 3 одинаковых предмета или одна достаточно крупная, чтобы видели все дети; учитывать яркость натуры, дальность расположения, ее реальность).

При демонстрации образца педагог должен находиться лицом к детям. Следует заранее подготовить место для анализа работ детей. Это может быть выставка, общий пейзаж, 3 – 4 рисунка для сравнения, 1 – для сравнения с образцом и т. д. Педагог должен соблюдать большую тактичность при анализе работ детей, так как ребенок может обидеться, совсем отказаться от рисования, у него может появиться неуверенность в себе и т. п.

слайд 13 С родителями проводятся различные мастер-классы:

«Рисуем всей семьей», «Опускаем руки в краски»

слайд 14 Практический опыт работы с детьми позволяет сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения, раскрывают перед нашими детьми с нарушениями зрительных функций большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют проявлениям в изобразительной деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.

Работая в детском саду для детей, имеющих нарушения функций зрения, я поняла, как нелегок для них путь познания. Этим и обусловлен выбор темы моей работы, которая позволяет научить растущего человека думать, фантазировать, любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества.

слайд 15 Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие воображения и мелкой моторики у детей с нарушением зрения посредством создания рукописной книги «Букет для мамы»Развитие воображения и мелкой моторики у детей с нарушением зрения посредством создания рукописной книги «Букет для мамы» "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают.

Развитие зрительного восприятия в процессе игры на индивидуальных занятияхРазвитие зрительного восприятия в процессе игры на индивидуальных занятиях В процессе игровой деятельности ребёнок с нарушением зрения активно познает окружающий мир. Дети упражняют сохранные анализаторы, развивают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник изодеятельности в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 22:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных техник изодеятельности в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Бубнова (УИ 282190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД