МААМ-картинки

Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи

СВЕТЛАНА ЦУРИХИНА
Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи

Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи

Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи

Слайд 1

Одним из условий для полноценного развития речи детей является создание развивающей предметно-пространственной среды.

Слайд 2

Публикация «Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи» размещена в разделах

Насыщая групповое пространство, в первую очередь, я стараюсь заботиться о том, чтобы дети могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, в общении, в познании.

Слайд 3

Еще Михаил Ростиславович Львов говорил: «Для того чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности».

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремится к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Поэтому исследовательская деятельность в детском саду - очень важная ступенька при подготовке ребёнка к обучению в школе.

Слайд 4

Всем нам известно, что в современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения.

Считаю эту проблему актуальной, потому что очень часто я сталкиваюсь в своей работе со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания поэтому стараюсь использовать поисково-исследовательский метод.

Я считаю, что боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Поэтому, и в своей работе использую исследовательскую деятельность с целью развития речи детей.

Использую такие методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

Слайд 5

- эвристические беседы;

Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. Излагая материал методом эвристической беседы, воспитатель время от времени обращается с вопросами, которые побуждают детей включаться в процесс поиска

Слайд 6

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

Слайд 7

- наблюдения;

Наблюдения – это исследования, при которых ребенок ведёт визуальный контроль за объектом, позволяя событиям развиваться естественным путём и отмечая любые изменения. Результат работы фиксируется для последующего анализа. Вести наблюдения можно без оборудования, а также с применением спецсредств.

Слайд 8, 9

- опыты, эксперименты;

Опыты – это исследования, при которых объекты помещаются в искусственно созданную или натуральную среду, а ребенок входит с изучаемым предметом в активное взаимодействие.

Эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.

Слайд 10

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,

трудовой деятельности;

Слайд 11

- использование художественного слова;

Слайд 12

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Слайд 13, 14, 15, 16

- творческие задачи.

Особое место в проблемно-игровой технологии развития ребенка отводится творческим задачам, вопросам, ситуациям.

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Слайд 17

- трудовые поручения, действия.

Слайд 18

«Детское экспериментирование – как деятельность не задана взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте.

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.

(восточная мудрость).

Слайд 19

Одним из важных условий развития деятельности экспериментирования является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с той проблемной ситуацией, которую дети разрешают вместе с педагогом. Наличие разных материалов позволяет ребенку действовать вариативно и по-разному преобразовывать ситуацию.

Слайд 20

Развивающая среда дает ребенку возможность практически действовать с объектами и с помощью своих действий получать знания об объектах. В специально построенной среде ребенок получает возможность действовать самостоятельно и общаться с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

Можно сделать вывод - экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе, развивает речь.

«На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искателя, лелеять проснувшуюся жажду знаний». К. Н. Венцель.

Публикации по теме:

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Моделирование в развитии речи детей старшего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи
Опубликовано: 18 марта 2015 в 22:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД