Лучший педагог года

Ознакомление с социальным миром через экономическое воспитание дошкольников

Галина Джаббарова
Ознакомление с социальным миром через экономическое воспитание дошкольников

Текстовое сопровождение. Аннотация к презентации

«Ознакомление с социальным миром через экономическое воспитание дошкольников»

Слайд 1 Тема выступления: «Ознакомление с социальным миром через экономическое воспитание дошкольников»

Слайд 2 Что такое «Экономика»

Публикация «Ознакомление с социальным миром через экономическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Экономика – 1) деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйственная деятельность; 2) наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности. Термин «экономика» означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон). Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом. Общественную науку, которая изучает объективные законы хозяйственной деятельности, тоже в настоящее время называют «экономикой».

Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного из них делает недееспособным второй.

СЛАЙД 3 Актуальность

Вопрос: «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?» - приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».

Ребенок так или иначе участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т. е. воспитать экономиста.

СЛАЙД 4 Цели и задачи

Целью обучения является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;

• Пробуждать здоровый интерес к деньгам;

Познакомить с элементарными экономическими понятиями;

• Учить решать простейшие экономические задачи;

• Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;

• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет;

• Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).

СЛАЙД 5 Формы организации работы

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.

Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере экономического воспитания являются экономические игры. В них уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л. В., Меньшиковой О. И., Поповой Т. Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», которая была использована мной в работе. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

Подборка художественной литературы по

экономическому воспитанию дошкольников.

Сказки отражающие труд людей:

«Терем – теремок»

«Хаврошечка»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

• А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

• К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

• К. И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

• Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

• А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

• К. И. Чуковский «Телефон»

Сказки о труде:

Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»

• А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

• К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

• К. И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

• В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Сказки о деньгах:

• К. И. Чуковский «Муха – цокотуха»

• Г. Х. Андерсен «Огниво»

Сказки о рекламе:

• Народные сказки «Лиса и козёл»

• Г. Х. Андерсен «Новое платье короля»

• Ш. Перро «Кот в сапогах»

• С. Михайлов «Как старик корову продавал»

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:

• Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»

• С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Сделать экономику понятной помогут Сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

Занятия (НОД) расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т. к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления

СЛАЙД 6 Предметно-развивающая среда

СЛАЙД 7 Работа на занятиях ФОТО

СЛАЙД 8, 9 Свободная деятельность ФОТО

СЛАЙД 10 Работа с родителями

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Успешное решение проблемы может быть достигнуто только во взаимодействии с родителями воспитанников. Семья - это реальная экономика, это та среда, в которой правила хозяйствования имеют реальные, лично значимые очертания. Это — благосостояние семьи или его отсутствие (нужда, бедность, нехватка денег и других жизненных благ, свидетелем которых является ребенок с самого детства.

Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошколь-ников. К ним относятся:

- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;

- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;

- организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

СЛАЙД 11 Литература по теме

1. Архипова, Е. А. Экономическое воспитание детей : (В системе дошкольного образования) Пралеска. – 2000.– №6.

2. Глазырина. Л. Д. Экономическое воспитание дошкольника : справ. и метод. материалы / Л. Д. Глазырина, Н. В. Зайцева, В. М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006.

3. Левчук, З. К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы //Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006.

4. Леонова, Е. А. Педагогические аспекты экономического воспитания дошкольников /Е. А. Леонова // Семья, дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир ребенка. – Мн. ,2005.

5. Лысенко, В. Встречи у гнома Эконома : (Об экономическом образовании дошкольников) Открытый урок. Еженед. прил. к «Учительской газете». – 1997. – №15.

6. Шатова, А. Д. Дошкольник и. экономика //Обруч. – 1999. – №1.

7. Шатова, А. Д. Программа «Дошкольник и экономика» : [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000.

8. А. А. Смоленцевой «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику»

9. Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников»

10. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике.. М. : Творческий центр «Сфера», 2009.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Фотоотчет о проведении беседы по ознакомлению с социальным миром «В стране добра и любви»Фотоотчет о проведении беседы по ознакомлению с социальным миром «В стране добра и любви» Тема:"В мтране добра и любви" Образовательная область: познание Цель:становление дружеских, уважительных отношений между сверстниками своего.

Игры на ознакомление детей 3–4 лет с предметным и социальным окружениемИгры на ознакомление детей 3–4 лет с предметным и социальным окружением Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому необходимо работу с детьми по ознакомлению с окружающим миром проводить.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы ( II часть продолжение) Месяц: Декабрь 1-ая неделя. Лексическая тема: «Временные представления» Совместная образовательная деятельность:.

Конспект НОД по познавательному развитию с целью ознакомления с социальным миром «Моя семья» Конспект НОД Возрастная группа: средняя Образовательная область: Познавательное развитие НОД: Ознакомление с социальным миром Тема: «Моя.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект «Экономическое воспитание» в средней группе Проект экономическое воспитание «Бережливые» Вид проекта: Информационно-творческий Продолжительность: с 14 января по 12февраля 2020 года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с социальным миром через экономическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 20 апреля 2020 в 23:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД