Кроткова Юлия Алексеевна
Создание условий для реализации режиссерской игры в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для реализации режиссерской игры в ДОУ.
Воспитатель Кроткова Ю. А.
В последнее время психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников; дети играют меньше, их игры более примитивны и однообразны. Несмотря на обилие игрушек, у них отсутствует «материал» для игры – дети отдалены от взрослых, не видят и не понимают их деятельности. В отличие от своих бабушек и дедушек, которые в детстве с интересом играли с простейшими материалами (камешками, дощечками, лоскутками, баночками и т. п., современные дети очень часто не в состоянии организовать сюжетную игру. Многие дети уже в дошкольном возрасте длительное время просиживают перед монитором компьютера или телевизора, но не способны самостоятельно придумать сюжет, распределить роли в игре со сверстниками.
Публикация «Создание условий для реализации режиссерской игры в ДОУ» размещена в разделах
Еще одна причина того, что дети не играют, – недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент некоторых родителей: игра – деятельность, которая не пригодится в будущем (в отличие от письма, счета, иностранного языка). Игра в жизни дошкольника уходит на второй план, так как основной заботой родителей становится обучение дошкольников, раннее интеллектуальное развитие, подготовка к поступлению в престижные школы. Но как ни парадоксально, именно недостаток игры отрицательно сказывается на готовности к школе, наносит непоправимый ущерб развитию детей в целом.
Вводя ребенка в мир социальных отношений, необходимо особое внимание уделить формированию умения детей играть в режиссерские игры. Режиссерская игра дошкольника -это индивидуальная игра, в процессе которой ребенок создает игровые ситуации с игрушками, предметами-заместителями. В этой игре ребенок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссер. В основе сценария лежит личный опыт ребенка.
Условия необходимые для организации режиссерской игры
Для успешного развития этого вида игр необходимо создать ряд условий :
Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Сделать это помогут разные ширмы, как готовые, так и сделанные руками родителей, они могут быть в виде занавеса, в виде книжки-раскладушки, гибкие, при необходимости, принимающие разные формы.
Ещё одним условием можно назвать создание макетов. Самым ярким и распространённым макетом для режиссёрской игры является дом для куклы для девочек. А для мальчиков может быть, например, космический корабль Макет, конечно же, должен соответствовать полу ребёнка.
Мы в группе совместно с родителями создали макет игрового модуля, способного трансформироваться в тематические игровые зоны. Дети самостоятельно придумывают и обыгрывают сюжетные игровые композиции, которые могут развиваться длительное время.
Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. Сейчас в продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.). Если нет возможности приобрести эти наборы, то игрушки для режиссерской игры можно изготовить самим, при помощи бумаги, клея и красок. К игрушкам, изготовленным вместе с родителями, дети будут относиться с большей любовью, будут их беречь.
Необходимое условие для режиссерских игр является подбор игрового материла.
Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.
Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.
Третий вид игрушек - предметы-заместители, т. е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.
Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.
Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи, птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.
И, наконец, самое важное условие организации режиссерской игры- умелое руководство развитием этой игры.
Выполнение всех условий обеспечит успешное развитие режиссерской игры в условиях детского сада и семьи.
Проблемные ситуации в ходе режиссерской игры
В ходе режиссерской игры создаются ситуации, в которых ребенок может пожалеть, попереживать, порадоваться за персонажа. В игре он должен наглядно увидеть, как надо поступать, и что получается, если поступить плохо по отношению к другим людям. Ребенок должен «увидеть» и понять, что когда поступаешь плохо с другими, в конечном итоге плохо будет и тебе самому. Необходимо беседовать с малышом об играх, в которые вы с ним играли (Можно ли было в игре поступить по другому? или Поступил ли он так как герой игры? и др.). После таких бесед ребенок задумывается о себе и своих поступках.
Окончание игры
Для ребенка игра не должна заканчиваться. Нельзя режиссерскую игру, да и любую другую обрывать фразой «Уже поздно, хватит играть, убирай игрушки!» или «Обед уже на столе, пошли обедать, никто тебя ждать не будет». Эти фразы можно сказать по-другому: «Уже поздно, твои игрушки уже спят, давай, убери их по местам, пусть они отдохнут, да и тебе пора спать» или «Твои игрушки проголодались, пока они едят, может, и ты пойдешь с нами обедать?» и игра не заканчивается, она лишь останавливается на время.
Режиссерская игра может иметь свое начало у детей младшего возраста.
Маленькие дети в возрасте 3 лет не всегда самостоятельно способны играть в задуманные взрослыми игры. Не стоит навязывать им свой сюжет, а для начала воспитателю следует показать наглядный пример, объяснив, как играть, управляя героями и придумывая сценарий.
В младшей группе ребенок по предложению воспитателя включается в разнообразные имитационные игры, связанные с передачей образов («Теремок», «Ладушки» и т. д.).
Игра детей пятого года жизни практически постоянно сопровождается речью. На фоне описательных высказываний появляются ролевые и оценочные. Каждую роль ребенок ведет голосом, характерным для его героя: за зайчика говорит тоненьким голоском, за волка -- грубым и сердитым. Оценочные высказывания входят в описательную речь и выражают отношение к происходящим в игре событиям, нередко мотивируя их. «Волк злой, плохой! Он съесть хочет маленького зайчика! -- говорит Лена (четыре года десять месяцев)--- Ой-ой-ой! -- пищит она тоненько--- Мама, мама, он съесть нас хочет! Он сейчас уже съест!» «Ну-ка, волк, уходи,-- говорит строгим голосом--- Уже охотник идет и мама зайчиха».
В этом примере четко прослеживаются повествовательная речь («Уже охотник идет и мама зайчиха», ролевая («Ой-ой-ой! Мама, мама, он съесть нас хочет.») и оценочные высказывания («Волк злой, плохой»).
Таким образом, режиссерская игра дошкольников среднего возраста испытывает на себе влияние, с одной стороны, опыта ребенка, с другой -- опыта игровых действий и отношений, который он приобретает в сюжетно-ролевой совместной игре.
В старших группах, например, ребенок рисует и вырезывает овощи из бумаги, раскладывает их на грядке и называет себя овощеводом, вырастившим богатый урожай. Это не рисование и не ручной труд, а именно режиссерская игра, так как ребенок сам придумывает сценарий и по нему играет. В дальнейшем это формирует у ребенка желание ухаживать за растениями, радоваться результатам своего труда.
В подготовительной к школе группе ребенок еще активнее, чем в старшей. Он увлекается режиссерскими играми, усложняя и обогащая их в силу того, что его жизненный и творческий опыт становится сложнее и богаче.
Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной. В этом случае именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение – основа творческой деятельности человека. Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребенку легче всего предоставляется возможность пережить ситуацию успеха, получить признание сверстников. Игра – деятельность, которая несет в себе радость. Радостное самоощущение детей во время игры – важнейшее условие становления детской общности. Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение.
Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.