Алевтина
Дипломная работа на тему «Создание социально-педагогических условий для адаптации детей в детском саду». Краткое содержание
▼ Скачать + Заказать документы
Создание социально-педагогических условий для адаптации детей в детском саду
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Адаптационный период – серьезное испытания для малышей, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Публикация «Дипломная работа на тему „Создание социально-педагогических условий для адаптации детей в детском саду“, Краткое содержание» размещена в разделах
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить социально-педагогические условия, обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объектом исследования выступает процесс и особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования.
Для ребенка, не посещавшего детский сад, непривычно все: присутствие незнакомых взрослых, отсутствие близких, новый распорядок дня, большое количество детей. Обращение педагогов с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и вызывает у него бурные реакции.
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
-возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет.
-состояния здоровья и уровня развития ребенка.
-индивидуальных особенностей.
-условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств.
-уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоции ребенка.
В первые дни выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача.
Контакты со сверстниками и воспитателем.
В первые дни у ребенка снижается социальная активность. И Познавательная активность.
Теряются навыки самообслуживания.
Особенности речи.
скудеет словарный запас или появляются
Двигательная активность.
Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными.
Сон.
В первые дни ребенок будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем.
Аппетит.
В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус, а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть.
Здоровье.
Как же отнестись к тому объективному факту, что в саду ребенок часто болеет? Ведь даже признанный авторитет - доктор Бенджамин Спок - отмечает: "Нужно признаться, что в детском саду дети чаще простужаются, чем дома".
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему.
Формирование чувства уверенности в окружающем – одна из основных задач адаптационного периода. Для этого необходимо следующее:
-знакомство детей, их сближение друг с другом;
-знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии;
-знакомство с группой и детским садом, «освоение» их;
-знакомство с персоналом детского сада;
Предметно-развивающая среда мотивирует деятельность детей. Она мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей, игрушки доступны для самостоятельного пользования, площадь группы максимально освобождена для игр и подвижной деятельности детей.
Организованная работа в адаптационный период приводит к адекватному, почти безболезненному приспособлению детей к условиям дошкольного учреждения: они быстрее входят в жизнь группы, проявляют самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками. Наблюдается положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях, сенсорных представлениях, речевом общении.
Для выявления степени адаптации к детскому саду детей воспитателель ежедневно заполняет индивидуальные листы адаптации (приложение5,6,7) до того момента, пока по всем показателям будут положительные оценки. Такое наблюдение помогает определить степень тяжести адаптации каждого ребенка, подобрать группу адаптации и в соответствии с этим педагогическое воздействие на ребенка. Для исследования количественного состава, особенностей взаимоотношений в семье каждого ребенка, с целью выявления состава семьи и особенностей семейного воспитания ведется анкетирование родителей.
в течение дня проводится гимнастика для глаз, пальчиковые гимнастики
На этапе адаптации необходимо использовать игры, направленные на развитие тактильно–кинестической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребёнка не только развивается мелкая моторика, но и речь. И если ребёнок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх он может чувствовать себя раскрепощённо. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства.
В группе можно послушать с малышами спокойную музыку, весёлые детские песенки, «Звуки природы»и др. Слушание музыки помогает детям расслабится, успокоится, а также развеселится и поплясать.
В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу. Использование фольклора поможет достаточно легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость, пробуждает познавательную активность. Известно, что фольклорные произведения можно подобрать на все случаи жизни.
Можно использовать игры-забавы (приложение 10). Эти игры имеют неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове.
Упражнения на релаксацию (приложение 12) – один из способов предотвращения стресса у детей, они оказывают положительное влияние на психическое здоровье ребенка. Это -дыхательная гимнастика, игровые упражнения для мышечного и эмоционального расслабления, элементы телесной терапии. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Очень радует детей совместные игры, сопровождаемые потешками и прибаутками (приложение 13). Чтение потешек сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно.
Для сенсорного развития, совершенствования ловкости рук, используют народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разнообразные шары и др. Детей привлекает красочность этих игрушек. Забавность действий с ними (трогать, ощупывать, гладить, двигать, вынимать и вкладывать).Сенсорные игры (приложение 14)дают ребёнку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности.
Методические рекомендации родителям.
-в присутствии ребенка всегда отзываться положительно о воспитателях и саде.
-в выходные дни не меняйте режим дня ребенка.
-не перегружайте малыша в период адаптации.
-не перегружайте малыша в период адаптации.
-постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера.
-постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера.
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:
-нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
-стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
-нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
-нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
-нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
У мамы и папы тоже "рвется" сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.
Чтобы помочь себе, нужно:
-быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье.
-поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой.
-заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей преж и тепер жизнью.