Ирина Ефимова
Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию, однако уже на этом этапе должна проводиться подготовительная работа. Диалог – первая ступень в развитии связной речи ребенка / ответы на вопросы /, они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Вот почему в работе с детьми четвертого года жизни развитию навыков разговорной речи должно быть уделено самое пристальное внимание.
Публикация «Презентация „Обучение рассказыванию детей младшего возраста“» размещена в разделах
3 - 4 слайд. В методике работы с детьми разработаны приемы формирования диалогической речи: - Обучение детей / в быту и на занятиях / понимать вопросы и отвечать на них;
- Обучение детей задавать вопросы.
Воспитатель, общаясь с группой детей / или с подгруппой/, учит их слушать и активно включаться в разговор. При этом педагог предусматривает ситуации, в которых ребенку
предоставляется возможность что – то объяснить своему сверстнику / содержание иллюстрации, правила игры, устройство несложной игрушки и т. п. /.
В таких случаях малыш, как правило, бывает вынужден использовать в речи развернутые высказывания и, нередко его объяснение приобретает форму короткого рассказа;
- Участие детей в драматизациях : близкое к тексту воспроизведение отрывка из сказки / с подсказками педагога /;
- Драматизация – импровизация / дети воспроизводят текст, как могут/.
5 - 6 слайд. Программой детского сада предусмотрена в соответствие с ФГОС система занятий по обучению рассказыванию /В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному
изложению своих мыслей педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово-произношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонетическую.
7 слайд. Обучение рассказыванию является сложным видом речевой деятельности как для ребенка, так и для воспитателя. Поэтому не стоит включать задачу по составлению
с детьми рассказов на наглядной основе- это
1. Целенаправленное рассматривание предмета /игрушки/
2. Целенаправленное рассматривание сюжетной картины
3. Чтение /рассказывание / произведения, беседа по его содержанию и драматизация с помощью игрушек, подвижных картинок, настольного, кукольного театров в комплексные
занятия.
8 - 9 слайд. РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ИГРУШКАМ
Значение. - Влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности
- Развитие мышления и воображение
- Обогащение, закрепление, активизация словаря
Виды занятий.
1. ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ / связное последовательное описание внешнего вида игрушки или описание действий, образа жизни изображенного в игрушке живого существа/. 2. СЮЖЕТНЫЕ РАССКАЗЫ /ПОВЕСТВОВАНИЯ/ :
а) рассказ по набору игрушек (связный последовательный рассказ о группе игрушек, сопровождаемый действиями педагога с игрушками по типу игры – драматизации)
б) рассказ по отдельной игрушке (связный последовательный рассказ о воображаемых действиях одного героя)
10- 11 слайд. РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ
Подготовительный этап с целью научить детей рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. В конце года – переход к самостоятельным высказываниям детей. Основной прием, подготавливающий детей к рассказыванию по картине
РАССМАТРИВАНИЕ И БЕСЕДА ПО ЕЕ СОДЕРЖАНИЮ
12 слайд. Вывод
Таким образом, для достижения связности речи нужно уметь не только отбирать
содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые
для этого языковые средства: интонацию, логическое (фразовое) ударение (выделение
наиболее важных, ключевых, слов, слова, наиболее точно подходящие для выражения
данной мысли. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении
родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
Список используемой литературы.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М. : 1997. - 400с.
2. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : 1993. – 271с.
3. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду / младшая группа/ - Москва 2015.
4. О. И. Кокорева. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста.
Тула, ТГПУ им. Л. Н. Толстого - 2008