Неля Балюк
«Гендерные технологии в физическом воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая инструктором по ФК в ДОУ, я стала обращать внимание на то, что у мальчиков и у девочек старшего дошкольного возраста есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им была интереснее, лучше давалась, в которой ярко проявлялись их особенности, связанные с полом, а именно:
- у мальчиков большее место занимали движения скоростно-силового характера, такие как: бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры; у девочек предпочтительней были игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии - ходьба по бревну, скамейке, танцевальные упражнения.
Публикация «„Гендерные технологии в физическом воспитании“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Проводя диагностику уровня физической подготовленности, в начале и в конце учебного года девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста, я так же стала обращать внимание на то, что есть ряд движений, темпы овладение которыми различались у мальчиков и девочек.
Я обратила внимание и на то, что в процессе игровой деятельности многие девочки были лишены скромности, нежности, терпения, они не умели мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, наоборот, не умели постоять за себя, были лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствовала культура поведения по отношению к девочкам.
Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, мальчики и девочки не умели договариваться в игре между собой, не умели распределять роли. Мальчики так же не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна была тщательность и аккуратность.
К тому же в процессе своей работы я часто наблюдала за тем, как мальчиков наши родители (в основном мамы) изнеживают, лишают возможности проявлять свои волевые усилия, и я думаю, что причиной тому является изменение образа жизни семьи. Мальчики воспитываются в основном в «неполных» семьях и больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Прибавив ещё и тот факт, что девочек и мальчиков воспитывают женщины, в результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. Естественно на этом фоне меняются внутренние психологические позиции: мальчики принимают женский тип поведения, то, что не присуще нормальному становлению личности.
Я провела опрос среди родителей своих воспитанников, и получила следующие данные (октябрь 2010г.) :
Из 137 воспитанников :
в полных семьях на тот момент воспитывались 67% детей;
33% семей, где воспитание осуществлялась одним родителем (т. е. мамой, но
и из 33% неполных семей - 25% воспитание одним родителем происходило у мальчиков и 8% - у девочек. Совсем не утешительный факт.
Таким образом, исходя из своих личных наблюдений, я выделила ряд причин, из-за которых у меня возникла необходимость разработать и внедрить в свою работу нетрадиционные (построенные на гендерных особенностях и различиях) подходы в физическом воспитании девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Гендерные технологии (в педагогике) – это способы, приемы, методы, (дополняющие традиционные) направленные на формирование и закрепление половой идентичности, раскрытию ещё больших возможностей в становлении и развитии личности ребенка.
Разрабатывая и внедряя гендерные технологии в процесс физического воспитания мне было важно понять, что есть возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков средствами физической культуры не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков, с учётом индивидуальных особенностей ребенка определенного пола.
Результаты опыта работы по реализации гендерных технологий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста были обобщены мною в форме презентации на муниципальном конкурсе инновационно - значимых проектов образовательных учреждений и педагогических работников «Педагогика будущего» 25.03.2013 г.