МААМ-картинки

Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Марина Романова
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Важное значение труду придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного туда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой». Важное значение труду придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного туда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой».

Публикация «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда. Организуя трудовую деятельность воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей,помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость,позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

Формы ознакомления детей с трудом взрослых :

Наблюдения,

Экскурсии,

Чтение художественной литературы,

Рассматривание картин и иллюстраций,

Дидактические игры,

Организация посильной помощи взрослым,

Организация совместного труда детей дошкольного возраста со взрослыми,

Партнерские взаимоотношения между ними.

Виды труда :

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры). С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. К труду по самообслуживанию дети приучаются с раннего детства. Значение самообслуживания состоит в жизненной необходимости. Навыки ежедневной повторяемости очень прочны. С самообслуживания начинается трудовое воспитание детей.

Хозяйственно – бытовой труд. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядке в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любые нарушения порядка в групповой комнате и на участке и по собственной инициативе самостоятельно устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и связан с дежурством в группе. Это может быть дежурств по подготовке к ужину, обеду, по работе в уголке природы.

Труд в природе. Предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитание бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Но особенно положительно труд в природе влияет на нравственно – социальное становление личности ребенка, дает возможность увидеть красоту природы, сезонные изменения, постичь особенности цветовой гаммы растений, создавая прекрасное в детском саду из природного материала.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетически потребностей человека. В его содержание входит изготовление подделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Решение нравственных задач в видах труда :

• Самообслуживание - Воспитание самостоятельности, культуры внешнего вида, привычки к опрятности.

• Хозяйственно-бытовой труд - Направленность труда на других, ответственность перед группой за качество своей работы.

• Ручной труд - Развитие волевых усилий, творчества.

Труд в природе - Воспитание ответственности за жизнь животных, растений.

Организация труда является ведущим средством трудового воспитания.

В процессе труда происходит :

Накопление практического опыта,

Формирование навыков и умений,

Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата,

Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий,

Расширение кругозора,

Расширение словарного запаса,

Расширение представлений о сенсорных эталонах,

Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,

Позволяет получать оценку,

Ощущение радости от результата труда,

Проявления внимания к партнерам по труду.

Форма организации труда :

• Поручения - Могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; По продолжительности- кратковременными или длительными, постоянными или разовыми; По содержанию- соответствовать видам труда.

• Дежурство - Предполагает труд одного или нескольких детей в интересах группы (дежурство по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

• Коллективный труд (труд всей группой) - Труд направлен на решение нравственных задач, создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду не возможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.

А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Для рациональной организации трудовой деятельности мы сшили фартуки для хозяйственно-бытового труда и для дежурства по столовой, в группу приобрели небольшие тазики для стирки кукольного белья и игрушек. Все оборудование находится в специально отведенном месте, мы назвали его “Трудовичок”. Работая с детьми, я пришла к выводу, что необходимо уделять должное внимание развитию трудолюбия у детей в дошкольном возрасте. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, ответственность за порученное дело, добрый совет. Добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствует воспитанию положительных черт личности.

Публикации по теме:

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьезного труда,.

Трудовое воспитание дошкольниковТрудовое воспитание дошкольников Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 23:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Романова (УИ 99291) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД