Получи документы

Консультация «Родительство»

Алёна Рыбалко
Консультация «Родительство»
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом (супругой) формируется под влиянием самых различных факторов. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.

2 слайд

Публикация «Консультация „Родительство“» размещена в разделах

Родительство — это отношения между супругами, а также между родителями и детьми, связанные с рождением ребенка (детей) и приобщением его (их) к культуре общества. Американский социолог Дж. Левин рассматривает родительство как сознательный выбор мужчин и женщин, выбор, благодаря которому лица обоего пола могут испытывать радость и который в каждой семье должен реализовываться, исходя из темперамента родителей, заинтересованных в воспитании, а значит, на основе большего разнообразия воспитательных средств по сравнению с традиционными моделями.

3 слайд

Первым признаком оптимизированной семьи считают личностную зрелость супругов. Личностная зрелость родителей - системное образование, представляющее единство личностных и родительских составляющих, направленных на творческую реализацию процесса воспитания и развития ребенка в семье, личностным составляющим относятся ответственность, активная жизненная позиция, адекватное понимание самого себя, аутентичность, стремление к самопознанию, самореализации, саморазвитию, сформированные ценностные ориентации, способность совершать свободный выбор и умение строить зрелые межличностные отношения.

Компонентами, представляющими структуру личностной зрелости родителей являются следующие:

1) когнитивный - представление о ребенке как равноправном члене семьи, мнения, эмоции, чувства которого являются значимыми и ценными; представление о процессе воспитания как развитии, а не исправлении недостатков, как творчестве и возможности для самореализации.

2) эмоциональный - принятие своих слабостей и недостатков, развитое чувство любви и уважения к собственной личности; безоценочное и безусловное принятие ребенка: сообщение ему о том, что он дорог и любим просто за то, что он есть; принятие «внутренней позиции родителя», проявление родительской любви.

3) поведенческий - действия по отношению к себе, направленные на самопознание, саморазвитие, самореализацию; навыки сотрудничества с ребенком.

4 слайд

А. С. Спиваковская вводит понятие «родительская позиция», понимая под этим совокупность родительских установок. Родительская позиция – это целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания.

Американским психологом Е. Шефер была предпринята попытка типизации родительских позиций.

1. Чрезмерно оберегающие родители - преувеличенная, мелочная забота о детях.

2. Гиперсоциальная требовательная позиция - от детей требуют порядка, дисциплины, четкого выполнения своих обязанностей.

3. Раздражительный, эмоционально лабильный родитель - ротиворечивость эмоций родителя по отношению к ребенку.

4. Авторитарный родитель - такие родители больше полагаются на строгость и наказания, редко общаются с детьми, жестко контролируют детей, легко применяют власть, не побуждают детей выражать свое собственное мнение.

5. Устранившийся, раздражительный родитель - ребенок для такого родителя - главная помеха, он постоянно мешает.

6. Отсутствие воспитания как такового - дети предоставлены сами себе. Чаще это встречается в семьях, где один или оба родителя страдают алкоголизмом.

7. Либеральный родитель - такие родители снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, не поощряют детей, относительно редко и вяло делают им замечания, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.

8. Гипертрофированная родительская любовь - родители не только не замечают недостатки ребенка, но и приписывают ему несуществующие достоинства.

9. Авторитетные родители - такие родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, много с ними общаются, контролируют детей, требуют осознанного поведения.

10. Демократичные родители - высокий уровень вербального общения между детьми и родителями, включение детей в обсуждение семейных проблем с учетом их мнения, готовность родителей прийти на помощь с одновременной верой в успех самостоятельной деятельности ребенка.

5 слайд

Развитие личности ребенка в семье – проблема ключевая для психологии и педагогики. Что формирует личность ребенка в семье? Только ли непосредственное внушение правильных идей и взглядов и личный пример родителей? Развитие ребенка определяется и его ролью и местом в системе отношений в семье, характером отношений. Целая гамма факторов влияет на развитие личности.

6 слайд

Влияние семьи на развитие личности ребенка осуществляется и проявляется следующим образом:

1. Семья обеспечивает чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

2. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

3. Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

4. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

5. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения ее членов.

7 слайд

Родительская любовь, даже материнская, не является врожденной, инстинктивной. Родительские чувства начинают складываться задолго до рождения ребенка. Проблемные родительские позиции могут быть связаны с неадекватной мотивацией рождения ребенка: предписывание особой психологической задачи ребенку – связывание с его рождением надежды на решение каких-либо внутрисемейных проблем (удержание мужчины, скрепление семьи, возрождение супружеских чувств, осуществление мести прародителям за слишком строгое воспитание и т. п.) либо восполнение эмоционального дефицита – вакуума чувств, образовавшегося у женщины. Главным психологическим новообразованием благополучно протекающей беременности можно считать возникновение у будущей матери интрацептивного сенсорного опыта взаимодействия с плодом, чувства «мой ребенок», развитие позитивного образа ребенка. Ситуация беременности, рассмотренная с психологической точки зрения, включает следующие структурные элементы: сознательную установку на беременность как на желанную или нежеланную; наличие или отсутствие спонтанного влечения к материнству (бессознательный компонент); оценку социальной ситуации как благоприятной или неблагоприятной для беременности. Замечено, что позиция отца в своем формировании по времени несколько отстает по сравнению с материнской. Наибольшее значение для ее складывания имеет отношение к жене – любовь, уважение, нежность, разделенность чувств. Однако все больше современных отцов проявляют желание более активно участвовать в эмоциональном «вынашивании» ребенка, присутствовать при его рождении, видеть его в первые минуты после появления на свет, что, по признанию ученых и врачей, способствует укреплению семьи.

8 слайд

Некоторые психологи придают особое значение бондингу – раннему естественному контакту с ребенком сразу после рождения. Утверждается, что у человека существует врожденный механизм формирования привязанности к своим детям и критический (сензитивный) период в первые полтора часа после рождения. Взаимное пристальное «разглядывание», телесный контакт, поглаживание, прикасание способствуют появлению у всех членов семьи особого теплого отношения к ребенку, которое отличается устойчивостью и оказывает развивающий эффект в долговременном плане.

9 слайд

Родители на первом году жизни не только ухаживают за ребенком и удовлетворяют его основные жизненные органические потребности в еде, сне, тепле, комфорте и т. д.

Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым (прежде всего с матерью) составляет основу психического развития в младенчестве. Обмениваясь выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия от взаимодействия, ребенок и родитель находятся в ситуации неразрывного эмоционального единства. Гармоничное, эмоционально принимающее, поддерживающее родительское отношение, компетентное, уверенное и пластичное, способствует формированию у ребенка базового доверия к окружающему, интереса к материальному миру, к предмету, усвоению форм делового взаимодействия с другим человеком.

10 слайд

В период раннего возраста родитель поддерживает и одобряет новые способности самостоятельного передвижения ребенка – ходьбы, бега, лазания и спуска по лестнице. Родитель может помочь зарождению игры – подобрать игрушки и подходящие предметы, показать игровые действия, проявить живой интерес, соучастие, посоветовать, как усложнить, разнообразить игру. Родитель может способствовать становлению рисования, лепки, конструирования. Необходимо поощрять активность, самостоятельность ребенка как субъекта общения и познания, его тенденцию к волевой форме поведения («Я сам»). Уже в первые годы родители сталкиваются с массой проблем при кормлении, приучении к опрятности, укладывании спать, усвоении ребенком приемлемых способов поведения, дисциплины и должны найти способы справляться с ними в рамках демократического стиля воспитания.

11 слайд

Дошкольный возраст – сензитивный период развития образного познания окружающего мира. Осознание незаменимого вклада игры в умственное, речевое развитие, развитие чувств должно настроить родителей на уважительное отношение к игровой деятельности. Безусловно, необходимо поощрять и развивать и другие виды деятельности: продуктивную, трудовую и учебно-познавательную. Рисование, конструирование, лепка, бытовой труд важны еще и потому, что способствуют формированию направленности на получение результата, навыков самооценки, планирования и управления поведением.

Развитие любознательности, познавательных интересов, воображения, образного мышления лежит в русле основных возрастных тенденций и достижений.

12 слайд

Среди важнейших функций, которые выполняет семья, особое место занимает воспитательная функция. От ее реализации во многом зависят и будущее ребенка, и судьба семьи, и счастье супругов. Каждая семья обладает большим или меньшими воспитательными возможностями. От возможностей и от того, насколько они обоснованно и целенаправленно используют их, зависят результаты домашнего воспитания. Ученые включают в понятие «воспитательный потенциал семьи» много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, принимаются такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое.

Факторы воспитательного потенциала семьи:

1. социально-культурный (гражданская политика, климат семьи).

2. социально-экономический (имущественные характеристики семьи и занятость родителей на работе).

3. технико-гигиенический (место и условия проживания).

4. демографический (структура и состав семьи).

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?»Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для родителей «Мы изучаем» На этой неделе мы изучали темы «Обувь, одежда, головные уборы осенью» 1. Развитие речи: Составление текста-поздравления, развивать связная.

Консультация для родителей «Наш дом»Консультация для родителей «Наш дом» Консультация для родителей «Наш дом»Игровое занятие «Мой дом» Цель: закрепить знания об основных частях здания (дом, стена, крыша, окно);.

Консультация для родителей «Ритмика в ДОУ»Консультация для родителей «Ритмика в ДОУ» Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является.

Консультация для воспитателей 1. Наша работа-это творчество. 2. Наш коллектив в ответе за нас, а мы в ответе за свой коллектив. 3. Мы- воспитатели в детском саду. Это не.

Консультация по ПДД «Внимание — дорога!»Консультация по ПДД «Внимание — дорога!» С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных.

Консультация «Танцы — это здорово!»Консультация «Танцы — это здорово!» Консультация «Танцы -это здорово!» На неделе у нас в Аскизе прошел конкурсный набор на кружок хореографии при районном Доме Творчества.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Родительство»
Опубликовано: 26 августа 2022 в 21:39
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Родительство»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Рыбалко (УИ 703969) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД