МААМ-картинки

Семинар-практикум «Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью»

Ульяна Рожина
Семинар-практикум «Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум

«Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью».

Речевая готовность детей к обучению в школе определяется степенью овладения речевыми навыками.

Во всех видах продуктивной деятельности : лепке, рисовании, конструировании, аппликации, ручном труде, — наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ.

Публикация «Семинар-практикум „Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью“» размещена в разделах

В специально организованной продуктивной деятельности возникают естественные благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. Можно создать и специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание, проговаривание всех звуков родного языка.

Для развития речи детей можно использовать следующие элементы занятий.

1. Создание проблемной ситуации, формирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, пластилин (ребенок будет вынужден попросить недостающее, т. е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме.

2. Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию. Этот прием позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

3. Проговаривание детьми своих действий. Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах.

4. Цель продуктивной деятельности обязательно должна называться дважды: перед тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его результат. (Что мы будем делать? Что ты, Маша, будешь делать? Что ты, Коля, будешь делать? Что будет делать твой сосед?. В конце занятия то же самое : Что мы сделали? Что ты, Маша, сделала?.)

Такое включение речи усиливает эмоциональное отношение детей к выполнению задания, помогает осознавать цель, и постепенно формируется регулирующая функция речи.

5. Использование в речи большого числа приставочных глаголов.

Можно проговаривать, что делают дети: режут бумагу, отрезают уголок, вырезают круг, разрезают лист, надрезают по сгибу и т. д. Позднее дети сами пользуются приставочными глаголами и точно называют свои действия.

6 «Дорисовывание» словами своей незаконченной работы, аппликации, постройки — действенный прием формирования мотива речевого высказывания и повод для связного высказывания творческого характера.

7 «Похвалим работу товарища» — хороший прием для активизации в речи притяжательных прилагательных (На Сашином рисунке видны заячьи следы, для упражнения в подборе определений и образных выражений.

8.«Почемучки» — закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации.

Вне занятий детские работы могут оставаться еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений :

• придумывание названия своей работе и работе товарища;

•сочинение рассказа или сказки к своей работе;

• разговор от лица изображенных живых и неживых объектов;

•сравнение двух работ и т. д.

В продуктивных видах деятельности результативность речевой работы многократно усиливается за счет:

•опоры на эмоционально-интеллектуальный опыт детей, их собственные неповторимые ассоциации;

• необходимости выделять, воспринимать, воспроизводить определенные свойства и отношения предметов, выражать их в слове;

•ситуации субъективного переживания ребенком своей деятельности, от вынашивания замысла до конечного видимого результата;

•возможности создания проблемных ситуаций, проясняющих значения слов и побуждающих детей осуществлять выбор;

• возможности систематически практические действия детей сопровождать словесным обозначением пространственных отношений по вертикали (внизу, наверху, под, над, на) и по горизонтали (рядом, около, справа, слева).

Тематика продуктивной деятельности, соответствует лексико-тематическим циклам программы. Содержание занятий усложняется :

Успешному развитию связной речи, а также развитию воображения и творчества служат «Оригамские сказки». Дети, делая поделки из бумаги, сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно придумывают сказку и в процессе работы рассказывают ее.

Оригамская сказка «ЛИСИЧКА»

(всем раздаем квадратные листы оранжевой бумаги, воспитатели складывают фигурку, выполняя действия из сказки).

Я сейчас вам расскажу сказку, слушайте и запоминайте слова со звуком р.

Представим себе, что простой лист стал сказочной страной, в которой живут двое - прекрасный юноша и молодая красавица. Живут они в разных концах.

1. Указываем на два противоположных угла квадрата.

Но вот однажды девушка и юноша встретились (складываем треугольник)

Они полюбили друг друга и решили пожениться. А поженившись они построили дом у самой горы. (складываем еще раз –гора) (какие звуки в слове гора, сколько слогов)

3. Располагаем сложенный лист так, чтобы он стал похож на гору.

(что ты сделал? -а)

Они жили счастливо и, вскоре, у них родились два мальчика.

4. Указываем на два нижних угла полученного треугольника и соединяем их.

Однажды братья поссорились и разбежались из родительского дома в разные стороны, в горы. Один побежал в одну сторону, а второй - в другую.

5. Разводим углы треугольника.

И пропали оба в лесу.

6. Демонстрируем три верхних угла фигуры.

Родители были неутешны и решили, во что бы это ни стало, найти и вернуть своих сыновей. Только дороги в горы они не знали. Поэтому они решили попросить помощи. Они позвали самого хитрого Зверя и попросили его найти детей в лесу и вернуть их домой. И Зверь пошел по дорожке.

7. Складываем полосу на треугольнике.

Дорожка, по которой бежал Зверь, была то узкая, то широкая.

8. Раскрываем полосу, увеличивая ширину.

И вот, наконец, в дремучем лесу нашел Зверь братьев. Они давно уже помирились. Но не знали, как им вернуться домой. Зверь мордочкой указал им путь к дому. Он помахала братьям хвостом и сказал: «Дружба братьев крепче каменной стены» Как вы понимаете эту пословицу? (братья должны дружить, заступаться друг за друга)

9. Делаем мордочку, отгибаем хвост. Рисуем глазки и носик. Глаза какие? Нос какой? (черные, черный)

10. Ребята, какой же зверь нашел и спас двух братьев? Кто помог им вернуться? (лиса)

Вот и сказке конец, а кто ее показывал и рассказывал, тот молодец.

1. На какой звук заканчивается слово лиса, придумай слова, которые также заканчиваются на а.

2. Сколько слов в предложении «Лиса помахала братьям хвостом»?

3. Какая лиса в этой сказке? Назовите ее ласково.

4. Сделайте звуковую схему слова лиса.

5. Назовите гласные, согласные звуки в этом слове.

6. А какие еще животные выручали людей в сказках? (заяц, щука, серый волк).

Исходя из вышеизложенного замысел и результат — продукт детской деятельности — всегда четко определены в слове. Сам процесс создания работ полезно сопровождать речевыми высказываниями детей.

Таким образом, благоприятными условиями для развития речи детей в продуктивной деятельности является :

• максимальное использование всех частей занятия для активной речевой практики детей;

• взаимопроникновения речевой и продуктивной деятельности, позволяющего в процессе создания изображения или поделки усложнять и обогащать лексико-грамматические средства языка и одновременно совершенствовать изобразительные и конструктивно-технические навыки, способствуя формированию планирующей функции речи и параллельно — формированию представления об эталоне любой деятельности.

Работа на занятиях продуктивной деятельностью, построенная на данных принципах, способствует накоплению в памяти детей конкретного фактического языкового материала для последующего его обобщения на других занятиях

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Фотоотчёт «Закрепление знания видов овощей во второй младшей группе на занятиях изобразительной деятельностью»Фотоотчёт «Закрепление знания видов овощей во второй младшей группе на занятиях изобразительной деятельностью» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла:Картошку,Капусту,Морковку,Горох,Петрушку и свеклу. Ох. Вот овощи спор.

Конспект НОД по ФЭМП с продуктивной деятельностью в старшей группе «Цветок для Дюймовочки. Порядковый счёт до 10»Конспект НОД по ФЭМП с продуктивной деятельностью в старшей группе «Цветок для Дюймовочки. Порядковый счёт до 10» Цель: создать условия для закрепления порядкового счёта до 10. Задачи: образовательные: закреплять счёт до 10, умение соотносить количество.

НОД по ФЭМП с продуктивной деятельностью для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Математических загадок» НОД «Формирование элементарных математических представлений» в старшей группе Тема: «Путешествие в город Математических загадок» Образовательная.

Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя»Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя» Уважаемые гости моей странички, предлагаю вашему вниманию практикум-семинар "Педагогическое мастерство воспитателя" Данный семинар прошел.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью»
Опубликовано: 16 августа 2022 в 16:02
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью»» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Рожина (УИ 2010007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД