МААМ-картинки

Презентация «Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

Виктория Брусенцевa
Презентация «Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

Представлю вашему вниманию презентацию на тему : «Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

2 СЛАЙД

В окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь,

Другой листвы зеленой вязь

И небо голубое.

В окно смотрели двое.

3 СЛАЙД

Публикация «Презентация „Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника“» размещена в разделах

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.

В своей педагогической деятельности я столкнулась с такой проблемой, что у современных дошкольников :

• монологическая речь плохо развита;

• небольшой опыт рассказывания текстов;

• недостаточный активный словарь;

• дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла, многие высказывания взрослого не вызывают ответной реакции ребенка, что препятствует успешному развитию диалогической речи.

4 СЛАЙД

В связи с этим, для развития речи детей я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приемов ТРИЗ – педагогики Генриха Сауловича Альтшуллера (фото Алтьшуллера с годами его жизни).

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач.

Основная задача ТРИЗ – технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

5 СЛАЙД

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

• Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

• Принцип открытости —нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

• Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

• Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

• Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

6 СЛАЙД

В своей группе я использую следующие методы технологии ТРИЗ :

• Обучение детей творческому рассказыванию по картине.

• Работа с противоречием.

• Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок.

• Обучение детей созданию образных характеристик объектов.

• Обучение детей сочинительству и словотворчеству.

• Обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

А теперь поподробнее о каждом методе.

7 СЛАЙД

Первый метод – это:

Обучение детей творческому рассказыванию по картине

При рассматривании картины используются следующие методические приемы:

• Игровая мотивация «Волшебная картина»

• Игра «Подзорная труба» Детям предлагается картина для рассматривания и лист бумаги для имитации подзорной трубы. Необходимо навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.

• Игра «Фотографирование». Необходимо схематично зарисовать все предметы, как будто мы сфотографировали картину. Я на доске, дети на листах бумаги. И определить чем или как связаны между собой предметы на картине.

• Игра «Вхождение в картину». Закрыли глаза и представили, что вы попали в картину. Какие запахи мы чувствуем? Какие слышим звуки?

• Физминутка

• Игра «Живые картинки» Каждому ребенку предлагается карточка со схематично изображенным предметом или объектом с картины. Вокруг себя мы покружились и в картину превратились.

• Игра «Превращение в объект на картине». Каждый ребенок выбирает себе объект, изображенный на картине (одушевленный или неодушевленный) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа.

8 СЛАЙД

Второй метод - это

Работа с противоречием.

Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например один и тот же объект хороший и плохой (фильм кому-то понравился, а кому-то нет, большой и маленький (сосулька сначала маленькая, а потом большая, крепкий и некрепкий (одна спичка некрепкая, легко ломается, а много спичек трудно сломать, они крепкие, горячий и холодный (утюг- подошва горячая, а ручка холодная)

Решаем противоречия при помощи игр: Скажи об одном предмете много, Теремок, А что если… и т. д.

9 СЛАЙД

Следующим методом является

Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок.

Работа с серией картинок не только учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы, сознательно определять этапы произведенных действий. Но эта работа формирует понимание того, что любое событие в жизни имеет обязательное условие:

• место действия;

• время действия;

• наличие действующих лиц;

• наличие других лиц, предметов обстановки:

• признаки действия или взаимодействия объектов с определенной целью;

• наличие результата.

10 СЛАЙД

Обучение детей созданию образных характеристик объектов.

Технология обучения детей составлению сравнений

• называется какой-либо объект;

• обозначается его признак;

• определяется значение этого признака;

• сравнивается данное значение со значением признака в другом объекте.

Например:

• цыпленок (объект №1);

• по цвету (признак);

• желтый (значение признака);

• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).

Находясь на прогулке, я предлагаю детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".

11 СЛАЙД

Технология обучения детей составлению загадок

С детьми своей группы я использую три основных модели составления загадок

Например:

"Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

записывается это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Затем прошу детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

В итоге получается такая загадка: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Аналогично составляются загадки по следующим двум моделям

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

12 СЛАЙД

Следующим методом, который я использую в своей работе является

Обучение детей сочинительству и словотворчеству

Для этого в своей работе я использую следующие игры и игровые упражнения:

Складные картинки – учить подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Придумай рифмованное слово, Придумай рифмованные строчки, Чистоговорки и т. д

13 СЛАЙД

Обучение детей составлению текстов сказочного содержания

Я использовала следующий алгоритм построения тренинга:

* Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо картинки или игрушки.

* Задается вопрос детям, ответ на который ребенок находит в «В шкатулке со сказками» (достает картинку или игрушку).

* Ответы детей постепенно собираются в единую сюжетную линию.

* Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

Прошу детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали (выведение алгоритма вопросов).

* Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).

* Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.

.Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.

14 СЛАЙД

Окончательным итогом своей работы хотелось бы видеть:

Свободное владение детьми умением составлять логические и творческие рассказы по картинкам.

Развитие творческого мышления, воображения и связной речи.

Развитие способности ребенка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку.

Мы обязательно продолжим работу в данном направлении.

15 СЛАЙД

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников (из опыта работы) Практика моей работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать.

Использование ИКТ в речевом развитии дошкольников На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере обучения. Возможности использования.

Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника Мастер-класс для воспитателей. Тема: «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника». Цель: ознакомление.

Использование Су-Джок терапии в речевом развитии дошкольника Использование Су-Джок терапии в речевом развитиии лошкольника. МКДОУ «Новоусманский д/с №1ОВ» 2016 г. 2 Актуальность использования массажера.

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Согласно Федеральному государственному образовательному.

Презентация опыта по теме «Использование педагогических технологий в речевом развитии младших дошкольников» Презентация опыта по теме «Использование педагогических технологий в речевом развитии младших дошкольников» 21 век - век компьютерных технологий.

Причины отклонений в речевом развитии Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.

Роль игры в речевом развитии дошкольника Речь - это важный элемент человеческой деятельности. Овладение род-ным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений.

Социоигровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника Муниципальный университет непрерывного образования педагогов Образовательная программа повышения квалификации «Педагогические технологии.

Возможности экологического воспитания в речевом развитии детей Задачи речевого развития в экологическом развитии. Экология - это наука об организмах в окружающей их среде. Название происходит от двух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»
Опубликовано: 2 июля 2017 в 22:41
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД