Лариса Кузнецова
Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей.
Тема: «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».
Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники, как эффективным способом развития памяти, мышления и речи дошкольников.
Задачи:
Публикация «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
-обучить педагогов работе по мнемотаблицам;
-расширить представление педагогов о приёмах работы по развитию речи с
Помощью мнемотехники;
-формировать умение активного общения, сопровождая речью игровые
действия.
Тип мастер-класса: практический.
План проведения мастер-класса:
1. Определение понятий «мнемотехника», «мнемотаблицы».
2. Мнемотехника, как эффективный способ развития памяти, мышления, воображения и речи дошкольников.
3. Использование метода мнемотехники при разучивании стихотворений детьми (методика «Запоминаем стихи, рисуя»).
Материал к занятию:
Мнемотаблицы, картинки для игр, стихи, листы А-4, карандаши, мелки.
Приветствие.
Утром рано вы проснулись, потянулись (потягиваются)
Где же,Солнышко? Солнышко! (фонарики вверху)
Выпивали чашку чая (одна ладошка - блюдце, другая - чашка, подносим ко рту, как - будто пьём)
До донышка, до донышка (стучим кулачком по ладошке)
Ели на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)
С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)
Ну-ка вместе, ну-ка дружно скажем: Здравствуйте!
Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания».
Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развивать :
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- связную речь;
- мелкую моторику рук.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный значками. Для малышей можно начинать с мнемоквадрата (отдельный рисунок, схема)
Плавно переходить к мнемодорожке (таблица из 4х или более клеток, расположенных линейно,и мнемотаблице.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивании стихотворения. Послушайте его:
«ЁЛОЧКА» Н. Нищева
Перед нами ё лочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
– «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.
Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т. д.
– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного, пальчиковые игры, описательные рассказы, рассказать сказку и т. д. Вот еще очень интересное стихотворение. Попробуем его рассказать с опорой на схему.
Жил –был грибочек,
дом его – кусточек.
Была у него ножка-
Ножка без сапожка.
Была у него шляпка,
Нашли его ребятки.
Грибочек сорвали,
Бабушке отдали.
Бабушка суп сварила-
Ребяток угостила.
Пальчиковая гимнастика
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за нее шмель-шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза (как фонарики глаза)
Приходили муравьи и травинку принесли.
А паук на всех смотрел, сети плел и песни пел. (нарисовать и провести)
***
Нарисуйте самостоятельно мнемотаблицу к стихотворению про снеговика.
По сугробам напрямик
Шел веселый снеговик,
А в руках его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная.
– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!
У детей появляется желание пересказывать тексты. Появляется интерес к заучиванию стихов. Повышается словарный запас.
Вывод.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.