Папки-передвижки

Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника

Лариса Кузнецова
Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для воспитателей.

Тема: «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники, как эффективным способом развития памяти, мышления и речи дошкольников.

Задачи:

Публикация «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника» размещена в разделах

-обучить педагогов работе по мнемотаблицам;

-расширить представление педагогов о приёмах работы по развитию речи с

Помощью мнемотехники;

-формировать умение активного общения, сопровождая речью игровые

действия.

Тип мастер-класса: практический.

План проведения мастер-класса:

1. Определение понятий «мнемотехника», «мнемотаблицы».

2. Мнемотехника, как эффективный способ развития памяти, мышления, воображения и речи дошкольников.

3. Использование метода мнемотехники при разучивании стихотворений детьми (методика «Запоминаем стихи, рисуя»).

Материал к занятию:

Мнемотаблицы, картинки для игр, стихи, листы А-4, карандаши, мелки.

Приветствие.

Утром рано вы проснулись, потянулись (потягиваются)

Где же,Солнышко? Солнышко! (фонарики вверху)

Выпивали чашку чая (одна ладошка - блюдце, другая - чашка, подносим ко рту, как - будто пьём)

До донышка, до донышка (стучим кулачком по ладошке)

Ели на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)

С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)

Ну-ка вместе, ну-ка дружно скажем: Здравствуйте!

Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать :

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- связную речь;

- мелкую моторику рук.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный значками. Для малышей можно начинать с мнемоквадрата (отдельный рисунок, схема)

Плавно переходить к мнемодорожке (таблица из 4х или более клеток, расположенных линейно,и мнемотаблице.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивании стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н. Нищева

Перед нами ё лочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

«Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.

Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т. д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного, пальчиковые игры, описательные рассказы, рассказать сказку и т. д. Вот еще очень интересное стихотворение. Попробуем его рассказать с опорой на схему.

Жил –был грибочек,

дом его – кусточек.

Была у него ножка-

Ножка без сапожка.

Была у него шляпка,

Нашли его ребятки.

Грибочек сорвали,

Бабушке отдали.

Бабушка суп сварила-

Ребяток угостила.

Пальчиковая гимнастика

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела,

А за нее шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза (как фонарики глаза)

Приходили муравьи и травинку принесли.

А паук на всех смотрел, сети плел и песни пел. (нарисовать и провести)

***

Нарисуйте самостоятельно мнемотаблицу к стихотворению про снеговика.

По сугробам напрямик

Шел веселый снеговик,

А в руках его была

Не корзина, не метла,

Не плитка шоколадная,

А елочка нарядная.

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

У детей появляется желание пересказывать тексты. Появляется интерес к заучиванию стихов. Повышается словарный запас.

Вывод.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Публикации по теме:

Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольниковРазвивать речь ребенка, не включая его.

Использование ИКТ в речевом развитии дошкольников На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере обучения. Возможности использования.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Колобок» п. Тюменский Воспитатель: Нагучева О. М. Доклад.

Доклад на тему: «Использование мультимедийных презентаций в речевом развитии дошкольников» Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь - это не только средство общения, но.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей школьного возраста Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих.

Использование Су-Джок терапии в речевом развитии дошкольника Использование Су-Джок терапии в речевом развитиии лошкольника. МКДОУ «Новоусманский д/с №1ОВ» 2016 г. 2 Актуальность использования массажера.

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Согласно Федеральному государственному образовательному.

Использование ИКТ в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Мечта» г. Ртищево Саратовской области».

Проект «Использование СУ Джок терапии в речевом развитии детей»Проект «Использование СУ Джок терапии в речевом развитии детей» Паспорт проекта Автор проекта: Муляр Наталья Анатольевна. Воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №28 «Рябинушка».

Роль игры в речевом развитии дошкольника Речь - это важный элемент человеческой деятельности. Овладение род-ным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 23:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Кузнецова (УИ 11377) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД