Папки-передвижки

Экологическое воспитание средствами живой природы

Любовь Савина
Экологическое воспитание средствами живой природы

Тема экологического воспитания - актуальная проблема настоящего времени. Окружающая жизнь интенсивно изменяется. Всё чаще загрязняются водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна- это очень тревожный сигнал, который призывает бережно и разумно относится к окружающему нас миру. Экологическое воспитание- это не только воспитание бережного и заботливого отношения к природе, но воспитание человечности, доброты не только к природе, но и к людям, живущим рядом, к потомкам, которым нужно оставить нашу планету пригодной для жизни. Я считаю, что прививать детям любовь к природе надо с раннего возраста, когда они начинают познавать себя и окружающий мир, в котором живут.

Публикация «Экологическое воспитание средствами живой природы» размещена в разделах

Современные дети, особенно жители крупных городов, редко общаются с природой. В основном они изучают природу по книгам, картинкам, фильмам и очень хорошо знают животных и растения других стран и значительно хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое воспитание нужно начинать со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Особо важен регулярный контакт ребёнка с природой, он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать траву, лист, обнять дерево.

Слайд №2

В процессе экологического воспитания в дошкольном учреждении решаются следующие задачи:

1. Формирование систем элементарных научных экологических знаний.

2. Развитие познавательного интереса к миру природы.

3. Воспитание гуманного, бережного, эмоционально- положительного отношения к природе.

4. Привитие трудовых природоведческих навыков.

5. Воспитание эстетических чувств.

Слайд №3

Детский сад - первое звено в системе непрерывного экологического образования, так как именно здесь формируются основы экологического воспитания. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно. В этот период закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, который способен осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Великий педагог В. А. Сухомлинский считал, что необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Для этого отпущено совсем немного времени - семь лет дошкольной жизни ребёнка. Именно в этом возрасте дети воспринимают природу очень эмоционально. Они способны удивляться тому, что их окружает, задают много вопросов о растениях, животных, обращают внимание на такие особенности природы, которые взрослые часто не замечают.

Слайд №4

Одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников является живая природа. Дети, общаясь с ней, изучая объекты и явления, постепенно постигают окружающий мир, в котором они живут. Им открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, они осознают роль природы в жизни человека, испытывают нравственно- эстетические чувства и переживания, которые побуждают заботиться о сохранности и приумножении природных богатств.

Занимаясь вопросами экологического воспитания детей, стараюсь сделать это обучение интересным и увлекательным. Экологические знания дети получают как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности: наблюдениях, экскурсиях, играх, труде в природе, театрализованной и продуктивной деятельности.

Слайд №5 Циклы наблюдений за растениями в уголке природы.

Ознакомление с природой даёт оптимальные результаты, если оно будет носить действенный характер. Располагая элементарными знаниями, дети овладевают несложными способами выращивания растений. Например, в помещении - это огород на окне. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, самостоятельность.

Слайд №6 Для создания природной развивающей среды использую огород на участке. Многие дети впервые видят, что такое огород. С каким удовольствием дети весной под руководством воспитателя сеют семена, затем наблюдают за всходами, поливают, пропалывают от сорняков грядки. Они с гордостью водят своих родителей на огород, показывают им всходы, а осенью демонстрируют им выращенный урожай. Данный вид деятельности помогает связать обучение с жизнью, умение планировать, формирует навыки сотрудничества.

Слайд №7. Наблюдения за явлениями живой природы.

Во время прогулок дети не только получают эмоциональное удовольствие от красоты и неповторимости окружающего мира, но и приобретают навыки культурного поведения в природной среде, учатся беречь и ценить природу.

Слайд №8 Наблюдения за живыми объектами.

Первый результат экологического воспитания проявляется в интересе, удивлении, в чувстве радости, восторге от живых существ, находящихся в ближайшем окружении.

Слайд №9 Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Проходя по территории детского сада, дети заметили пенёк, на котором росли грибы с ложными опятами и целую полянку мха. Мы решили назвать это место «уголок нетронутого леса».

Трудовая деятельность – неотъемлемая часть экологического воспитания. Обычно дети с удовольствием помогают наводить порядок на участке. Особая радость для них собирать красивые осенние листья для гербария.

Слайд №10. Основные понятия дети усваивают во время игр экологического содержания с использованием игрушек в разных видах образовательной деятельности – ознакомлении с окружающим миром, на тематических музыкальных праздниках.

Слайд №11 Театрализованная деятельность.

Посещение и просмотр спектаклей с экологическим содержанием развивает у детей любознательность, расширяет кругозор, пробуждает чувство прекрасного, заставляет сопереживать сказочным персонажам.

Слайд №12 Работа с природным материалом.

В самостоятельной деятельности из природного материала дети составляют гербарий, из ягод рябины – бусы для зимней подкормки птиц, из сухих листьев – техникой печати – рисуют осенние картины. Этот вид работы развивает не только познавательную активность, но и способствует тренировке точных движений рук и пальцев.

Слайд №13 Продуктивная деятельность в экологическом направлении.

Свои яркие впечатления о природе дети отражают в рисунках, аппликации, лепке, конструировании. В этих видах деятельности они не только получают элементы экологических знаний, но и усваивают дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектов и учатся замечать прекрасное.

Таким образом, через объединение различных видов деятельности у дошкольников формируется целостное видение картины окружающего мира.

Слайд №14

Свою презентацию хочется закончить словами В А. Сухомлинского: «Мир, окружающий ребёнка,- это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума,»

Мы, взрослые, привлекая детей к познанию мира растений и животных, должны способствовать активному развитию у них таких качеств как трудолюбие, терпение, доброта и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека и станут его основой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Творческая деятельность детей и родителей в рамках областной программы «Родники»Творческая деятельность детей и родителей в рамках областной программы «Родники» МДОУ №44 «Солнышко», г. о. Нижняя Салда Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы,.

Экологический проект «Экология детям» Материал к районному конкурсу «ДЕТСКИЙ САД ГОДА - 2013» Тема: «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание средствами живой природы
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 18:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД