Приёмы формирования УУД

Наталья Квасова
Приёмы формирования УУД

Формирование регулятивных УУД (самоконтроля и самооценки)

учащихся начальной школы.

-Что необходимо для успешного существования в современном обществе?

-Для успешного существования в современном обществе каждый из нас должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, т. е. каждый должен обладать регулятивными действиями.

- Сейчас я назову тему нашего урока, а вы скажете, о чём мы будем говорить сегодня.

-Тема урока «Регулятивные учебные действия. Приёмы формирования регулятивных УУД».

- О чём будем говорить на уроке?

- Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?

(проведение занятий, научить детей учиться)

- Ознакомьтесь, пожалуйста, с диапазоном формированиярегулятивных учебных действий:

Определять и формулировать цель деятельности;

Осуществлять действия по реализации плана;

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Работа в парах.

- Перед Вами названия компонентов учебной деятельности, обеспечивающих формирование регулятивных действий.

Определите их последовательность (работа с деформированным текстом).

Задание понятно всем? Что необходимо выполнить? (определить порядок компонентов учебной деятельности регулятивных действий).

- Предлагаю выполнить прогностическую оценку.Оцените свои возможности: поставьте знак «+» - правильно выполню,«-» - сомневаюсь, «?» - не справлюсь с работой.

- Давайте проверим, что у нас получилось.

(Работа проверяется и сравнивается с образцом).

- Если Вы оценили себя знаком «+», и действительно не допустили ошибок, обведите его кружком, у Вас оценка адекватная, Вы правильно оценили свою готовность к решению новой учебной задачи.

Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом.

- Мы показали проведение первых трёх этапов учебной деятельности формирования регулятивных УУД по технологии проблемного урока.

- Давайте ещё раз назовём их и кратко охарактеризуем приёмы.

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Приёмыорганизации принятия цели:

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– использование занимательного игрового материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;

– постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Приёмыорганизации планирования собственной учебной деятельности:

- обсуждение готового плана решения учебной задачи;

-работа с деформированным планом решения учебной задачи;

- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

- составление своего плана решения учебной задачи.

Для детей, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Приёморганизации прогнозирования:

- прогностическая оценка при изучении нового материала.

В процессе повторения теоретических знаний, появились первые три пункта алгоритма этапов формирования регулятивных УУД (на доске: целеполагание, планирование, прогнозирование)

-Мы подошли к следующим компонентам учебной деятельности. Кто поможет назвать их? Контроль, с возможной коррекцией, оценка.

- Перед Вами карточка с заданием:

«У каждого на листе внутри рамки нарисована фигура. Рассмотрите её очень внимательно. Возьмите карандаш. Нарисуйте такую же фигуру в пустой рамке».

- Давайте спланируем компоненты формирования регулятивных УУД.

Целеполагание: приём

(К примеру: на что похожа фигура? – на домик; отдыхающего оленя и т. д.

Нам необходимо нарисовать этот образ, фигуру как можно точнее. Чтобы в красивый домик поселить друга или чтобы рядом был друг.

- Какое задание будем выполнять? – рисовать такую же фигуру.

Планирование:

- Составим план:

1. Изучаю, «фотографирую» форму.

2. Сравниваю расстояние между отрезками, форму углов.

3. Аккуратно рисую фигуру.

4. Сравниваю с образцом.

- Где можно использовать умение передавать форму фигуры?

(при выполнении рисунков, поделок, конструировании и т. д.)

Прогнозирование:

- Кто уверен, что правильно нарисует фигуру? (+); сомневается? (-); не сможет?).

- Формулируя цель задания, составляя план действий, прогнозируя результат, мы с Вами прошли этап контроля и коррекции регулятивных УУД. СЛАЙД

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Приёморганизации контроля и коррекции:

- сравнение с образцом;

Согласно мнению Д. Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.

Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля.

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Научившись работать с эталонами такого вида, дети смогут выработать собственные.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

- А теперь поработаем с «волшебными линеечками».

Оцените свою работу при помощи значка «х»по критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность).

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий – это заключительный компонент формирования регулятивных УУД.

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Подведём итог по алгоритму.

Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.

Между тем наблюдения, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

Формирование самоконтроля, как компонента регулятивных УУД, требует специальной педагогической работы.

Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ребёнка,необходимо спрашивать его:

- Что нужно было сделать в этом задании?

- Какая была цель, что нужно было получить?

- Удалось ли получить результат?

- Найдено решение, ответ?

- Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?

- Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?

- Как ты оцениваешь свою работу?

Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника, и только после этого может оценить выполнение задания сам. На эту подробную работу отводится примерно две недели. Далее ученики уже вполне самостоятельно могут оценить себя и своего товарища.

Давайте оценим эмоциональное состояние после совместной работы.

Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Публикации по теме:

«Профессии». Презентация для детей среднего дошкольного возраста Пояснительная записка Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений.

Дидактическая игра «Экологическая мозаика» (для детей 6–7 лет)Дидактическая игра «Экологическая мозаика» (для детей 6–7 лет) Предлагаю на рассмотрение «Экологическую мозаику». Игра понравилась детям, её высоко оценили коллеги. Автор: воспитатель Чекмарёва Светлана.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Насекомые и пауки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приёмы формирования УУД
Опубликовано: 20 января 2014 в 18:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки