Приложение МААМ

Причины нарушения речи и их своевременное выявление

Кукла Полина Г
Причины нарушения речи и их своевременное выявление
▼ Скачать + Заказать документы

Статистическая норма – это такой уровень психо-социального развития человека, который соответствует качественным и количественным пока-зателем, полученным при обследовании представительной группы людей такого же возраста, пола и культуры.

Функциональная норма - в данном определении лежит понятие, что каждый человек индивидуален и путь развития каждого ребенка неповторим. Любое отклонение будет считаться отклонением в сопоставлении с индивидуальным путем развития.

Выделяют также региональные нормы, возрастные нормы.

С точки зрения Лурия А. Р. норма:

Публикация «Причины нарушения речи и их своевременное выявление» размещена в разделах

1. Когда уровень развития ребенка соответствует уровню большинства детей его возраста или старше, с учетом развития общества, членом которого он является.

2. Когда ребенок развивается в соответствующих с его собственным трендом (путь, определяющим развитие его индивидуальных качеств, свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая влияние со стороны собственного организма и средового окружения.

3. Когда ребенок развивается в соответствии с требованием общества, определяющими как актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого, социального функционирования в период зрелости.

Для формирования психического развития человека необходимо:

1)нормальное функционирование головного мозга и его коры;

2)нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности головного мозга, нормального тонуса нервных процессов;

3)сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;

4)систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду, школе.

Факторы, вызывающие нарушение речи :

а) биологические:

- генетического характера (перинатальные, натальные, постнатальные);

- соматического характера (индекс повреждения головного мозга);

б) социальные:

- ранее средовое воздействие;

- текущее средовое воздействие.

Количество детей с речевой патологией за последние годы значительно возросло. По данным Министерства здравоохранения РФ, более чем у 30% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые дефекты различной тяжести. Изучение раннего детализированного анамнеза детей выявило, что в подавляющем большинстве случаев их развитие протекало аномально еще на первом году жизни.

Также, с каждым годом возрастает число практически неговорящих де-тей.

Причины этого явления разнообразны и многочисленны:

1)Перинатальное поражение ЦНС, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери.

2) Натальные: асфиксия плода, узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремительные роды.

3)Постнатальные заболевания и травмы ЦНС, черепно-мозговые. Вирусные инфекции.

4)Наследственные (заикание, нарушение письма и чтения и т. д.).

Речь – продукт согласованной работы многих мозговых структур, а данные причины вносят негативные коррективы в их взаимодействие, если же одна из структур «не дорабатывается» ввиду своего недоразвития или болезненного состояния, а другие же в состоянии «подменить» ее, то возникают проблемы с организацией того или иного вида деятельности.

Такие как, нарушение звукопроизносительной стороны, сложности с пониманием обращенной речи, планированием высказывания и др.

Для выявления детей группы риска по патологии речи необходимо обратить внимание на крик новорожденного. Если он слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий признак, т. к. в норме крик новорожденного должен быть громким и модулированным.

Ранний отказ ребенка от грудного вскармливания может сообщать о том, что у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или двусторонний парез губ).

Если в состоянии покоя рот ребенка постоянно приоткрыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта, жевательной мускула-туры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва).

Назальный оттенок голоса, его гнусавость может придать парез языкоглоточного нерва [ ].

Данные признаки, замеченные у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении центральной нервной системы; впоследствии эти нарушения как правило, приводят к патологии речевого развития.

Строение черепно-лицевого скелета ребенка, особенности лица, шеи, конечностей, величина глазных щелей, движение глазных яблок, мышечный тонус могут показать на различные нарушения у ребенка.

Наиболее яркими прогностическими показателями неблагополучия речевого развития являются парез губ, сглаженность носогубных складок, слабость мышц языка, массивный или маленький язык, укороченная подъязычная связка, расщелины губы, твердого и мягкого нёба, неправильное строение твердого нёба.

Отставание в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и су-хость кожи, спастичность мышц – выраженность этих проявлений соответст-вуют тяжести поражения мозга и, следовательно, может быть критерием для прогноза той или иной степени нарушения речи.

В доречевой период важно отмечать, узнает ли ребенок близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему – все это способствует речевому развитию.

Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета и необращенность лепета к взрослому являются симптомами речевых нарушений и, как правило, связаны с нарушениями в центральной нервной системе.

Также для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушения поведения.

Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу. Важно не упустить значимый для полноценного развития – сенситивный период – воз-раст до трех - пяти лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция – педагогическая и медицинская – помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию.

Таким образом, существуют различные подходы к пониманию нормы: статистическая, функциональная, региональные, возрастные. Причины нарушения речи разнообразны и многочисленны: биологические (перинатальные, натальные, постнатальные) и социальные (различные средовые воздействия на ребенка). Выявить речевую патологию ребенка можно уже с самого рождения по различным внешним признакам развития ребенка (бедности эмоциональных реакций, отставание в физическом развитии, недостаточная сформированность зрительного и слухового восприятия, скудость, однообразие, позднее начало гуления и лепета; недоразвитие речедвигательного и голосообразующего аппарата и др.) - отставание от нормы. Нарушение речи наблюдается в любом случае у детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.

Публикации по теме:

Инновационная разработка по работе с родителями «Дети и их родители» Система дошкольного образования, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного.

Результаты диагностики детей подготовительной группы (2013 учебный год) Дети в подготовительную группу перешли полным составом. Все дети посещают детский сад стабильно, пропускают садик только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Причины нарушения речи и их своевременное выявление
Опубликовано: 25 октября 2014 в 22:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Причины нарушения речи и их своевременное выявление» (включая файлы) размещена пользователем Кукла Полина Г (УИ 250123) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД