Получи документы

Приемы формирования и развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи во время проведения режимных моментов

Ирина Синкевич
Приемы формирования и развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи во время проведения режимных моментов
▼ Скачать + Заказать документы

У педагогов есть такое выражение: «Дети слушают, но не слышат, смотря, но не видят». Поэтому надо учить детей не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, т. е. основой для обучения является развитие восприятия – формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а так же сосредотачиваться и настраиваться на восприятие речи.

Восприятие речи взрослого исподволь подготавливает детей к овладению более сложными функциями речи – регулирующей и планирующей.

Публикация «Приемы формирования и развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи во время проведения режимных моментов» размещена в разделах

На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит развитие речевых средств путем обогащения словаря, уточнения лексических и грамматических значений слов. Видимый предмет и слово, его обозначающее, предстают перед ребенком одновременно и воспринимаются как единое целое. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии о предмете.

На основе имеющихся речевых средств осуществляется развитие речевого общения. Развитие коммуникативной функции речи необходимо осуществлять путем постепенного перехода от ситуативной к контекстной ее форме, т. е. строить развитие общения в соответствии с психическими закономерностями развития детей в норме.

Сначала необходимо вызывать у детей речевую активность. По мере появления активной речи необходимо развивать у детей самостоятельность в пользовании словом.

Сначала речь детей может быть отраженной. Самостоятельная речь в общении детей может возникнуть непроизвольно. Поэтому необходимо поощрять импульсивные детские высказывания, в какой бы форме они не возникали. Необходимо учить детей пользоваться и звукоподражаниями с целью тренировки артикуляционного аппарата.

Подбор приемов обучения осуществляется на основе учета особенностей всех психических процессов конкретной возрастной группы.

Приемы обучения могут быть такими:

- показ и рассматривание предмета;

- выполнение действий с предметом;

- просьбы, поручения;

- повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений;

- вопросы-ответы;

- опосредованное общение через куклу (игрушку);

- многократное проговаривание речевого материала;

- комментирование действий;

- элемент исследовательской деятельности.

Развитие речи осуществляется в процессе всей практической деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Правильно планируемая и систематическая работа по формированию речи способствует накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значения слов, предложений. Наряду с этим воспитатель формирует положительные навыки общего и речевого поведения, закрепляют навыки пользования доступной активной самостоятельной речью.

Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется воспитателями как на занятиях так и во время большинства режимных моментов. В последнем случае имеют место две формы речевого общения : речь, организованная взрослым, и речь, возникающая по инициативе детей. Во всех режимных моментах организованная разговорная речь основывается на вопросах воспитателя с учетом имеющихся у детей речевых навыков, а также индивидуальных особенностей. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения, они непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовывать разговор с детьми. Взрослые должны говорить спокойно, без раздражения, комментируя действия детей, четко формулируя вопросы, выдерживать паузы между своими вопросами и ответом ребенка. Каждый односложный ответ ребенка следует повторить в развернутой форме.

Как практически осуществить развитие речи детей в режимные моменты?

Во время утреннего приема детей в группу воспитатель планирует и проводит индивидуальную (подгрупповую) работу с детьми. Можно предложить ребенку: «Давай будем играть, так как подсказывают слова». Воспитатель индивидуально разучивает потешку с опорой на картинку и воспроизводит движения соответствующие словам текста:

«Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,

сидит ворон на дубу,

он играет во трубу,

во серебряную».

Так можно воспроизвести и выучить потешки: «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик», «Киска».

Развитие речи неразрывно связано с решениями специальных задач, в частности с развитием моторики, развитием мышления. Во время утреннего приема воспитатель сможет предложить ребенку сложить разрезную картинку. Подбор картинок соответствует изучаемой лексической теме. При изучении темы «Овощи» - разрезные картинки с изображением овощей, при изучении темы «Осень», «Деревья» - листья, дерево без веточек и т. д.

Во время выполнения работы воспитатель задает вопросы: Какое время года? Без чего стоят деревья осенью? Листья опадают, – как называется это явление? – листопад и другие вопросы. Можно предложить сложить из деталей снеговика: «Посмотри, что из этого можно слепить». Из чего слепили снеговика? Что надето на голову снеговика и т. д. Выложить с опорой на картинки «превращения Волшебницы-зимы» : вода лед, молоко мороженое, дождь снег и т. д. Почему происходят эти превращения, объясни.

В системе воспитания в дошкольных учреждениях утренней гимнастике отводится большое место. В ходе проведения утренней гимнастики дети закрепляют понятие вверх, вниз, далеко, близко, быстро, медленно, учатся ориентироваться в пространстве.

- Воспитатель говорит детям: «Бегите ко мне тихо, тихо, как мышки», «Бегите к домику», «Девочки встанут справа от меня, а мальчики – передо мной» и т. д.

Как часть утренней гимнастики полезно проводить подвижную игру с рифмованным текстом, ритмичными движениями. В коррекционных целях рекомендуется проводить игру с звукоподражаниями: «Птичий детский сад», «Ежик и барабан».

- Игра с рифмованным текстом: «Мы хлопаем руками», «Ладушки-хлопушки, где вы?» и др.

Во время одевания или раздевания с детьми разговаривают о том, что дети надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, детали одежды. Обращается внимание на порядок в шкафчике, – что висит на вешалке, что лежит на полке, где стоят сапоги, ботинки. Воспитатель рассказывает обо всем, что надевают дети: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Пети - зеленые, у Андрюши – синий, у Оли – коричневые. У Жени ботинки со шнурками, а у Лены с ремешками. У Вовы сапоги резиновые, а у … кожаные». Говорится о других признакам одежды. Воспитатель задает вопрос: «Какая на ощупь одежда? Давайте потрогаем кофту - мягкая, пушистая, теплая, сухая, новая и т. д.», «У Тани на кофточке пуговицы гладкие, а у Вани – шероховатые. Потрогайте руками. Какие пуговицы у Вани?» и т. д.

Когда приходят с прогулки воспитатель напоминает детям и называет вместе с ними, что делают с одеждой после прогулки: очищают, сушат, сворачивают (шарф) и т. д.

- Что делают с брюками? (шапкой, шарфом);

- Как Оля сложила одежду? (аккуратно, быстро, тихо, старательно, бережно) и т. д.

Во время умывания можно говорить о том, что дети моют – лицо, руки, уши.

- Чем моют? – водой, мылом, щеткой.

- Вода какая? - теплая, холодная, горячая.

- Какое мыло? – душистое, скользкое, ароматное, белое.

- Чем мы вытираемся? (салфеткой, полотенцем).

- Какое полотенце? Какая салфетка? – белая, глаженная, пушистая, жесткая, мягкая.

- У Оли полотенце сухое, а у Васи … (дети «подсказывают» слова).

В ситуации умывания уместно выучить потешку: «Водичка-водичка, умой мое личико!». Частое употребление потешки при умывании приводит к ее быстрому запоминанию. Можно выучить небольшой отрывок: «Да здравствует, мыло душистое и полотенце пушистое!».

Во время дежурства по столовой отрабатываются порядок накрывания на стол.

- Что ставим сначала? Потом? Что поставим последним?

- Какая посуда? – называется форма, цвет, материал, из которого она сделана, ее качество. Посуда: фарфоровая, хрупкая, чистая, круглая, гладкая.

Когда няня разливает суп можно говорить о том, из чего приготовлен суп:

- Суп из овощей. Значит суп - … (овощной и др.)

- Каша из гречки? – гречневая и т. д.

- Каша густая, сытная, аппетитная, сладкая, вкусная.

Отрабатывается количество и место разных предметов посуды на столе:

- Где поставить салфетницу?

- Что стоит (лежит) справа, слева, около, перед?

- Сколько тарелок поставил Вася?

Во время подготовки ко сну воспитатель привлекает внимание детей к одежде, отрабатывается последовательность выполняемых действий:

- Сначала снимаем, потом ….

- Обувь поставим под стульчик (Где стоят туфли).

- Куда повесим рубашку? (на спинку стула).

Воспитатель обращает внимание детей на детали одежды, показывает карман, пуговицы, манжеты, воротник.

- У платья рукава – короткие, длинные, узкие, широкие.

- Что делаем в спальне? – одеваемся, раздеваемся, спим. Постель – заправляем, разглаживаем, поправляем, подгибаем и др.

Такое комментирование действий позволяет многократно повторить речевой материал, совершенствовать понимание речи.

В свободное время воспитатель организует игру детей так, чтобы они могли непроизвольно использовать приобретенные речевые навыки в самостоятельной деятельности, например: «К нам в гости приезжает кукла Дина. Нам надо приготовиться к ее приезду : - выбрать посуду, приготовить угощенье и т. д. Буратино испачкал свою одежду и не знает, как ее очистить. Давайте поможем Буратино».

В обучении детей с общим недоразвитием речи необходимо использовать доступные образцы литературных произведений. Для использования в работе литературных произведений, их следует отбирать с учетом коммуникативных навыков детей и речевого содержания самих художественных произведений. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут быть использованы с разными целями: то для развития восприятия речи, то для развития речевых средств, то для развития речевой коммуникации.

Произведения по возможности подбираются в соответствии с изучаемой темой по ознакомлению с окружающим.

Так при изучении темы:

- «Посуда» - сказка К. Чуковского «Федорино горе»;

- «Дикие животные» – русские народные сказки «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Теремок»;

- «Овощи» – сказка «Репка»;

- «Предметы туалета» - сказка К. Чуковского «Мойдодыр» и т. д.

Предлагаемые приемы развития речи рассчитаны на творческое и гибкое применение в практической деятельности воспитателей детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, и могут быть рекомендованы родителям ваших воспитанников.

Подводя итог работы с дошкольниками, мы отметили положительную динамику развития навыков общего и речевого поведения, восприятия речи и активизации словаря детей, и более мягкой адаптации дошкольников в группах. Дети принимают активное участие в утренниках, фестивалях, представлениях кукольного театра.

Публикации по теме:

«Для чего нам голова» (песенка для музыкально-оздоровительного развлечения детей средней группы) 1. Мы ребята малыши, Все собою хороши. Мы расскажем вам сейчас На головке что у нас Мы расскажем вам сейчас, На головке, что у нас Припев:.

Анализ учебных навыков и умений для детей Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детейВопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Умение слышать и принимать учебное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы формирования и развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи во время проведения режимных моментов
Опубликовано: 3 ноября 2014 в 13:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы формирования и развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи во время проведения режимных моментов» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Синкевич (УИ 255103) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД