Папки-передвижки

Приемы эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми

Татьяна Августинова
Приемы эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Основные признаки гиперактивности

Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.

Выделяют три основных признака проявления гиперактивности :

1) дефицит внимания (сниженная способность концентрировать внимание, невнимательность, рассеянность);

2) импульсивность;

3) повышенная двигательная активность и возбудимость.

Публикация «Приемы эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми» размещена в разделах

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития: в 1–2 года, 3 года и 6–7 лет. В 1–2 года закла-дываются навыки речи, в 3 года у ребёнка увеличивается словарный запас, в 6–7 лет формируются навыки чтения и письма. Соответственно, коррекционная работа с гиперактивными детьми особенно важна в периоды возрастных кризисов одного года, трёх и семи лет.

Многие дети с диагнозом "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счёта. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.

Причины появления гиперактивности

Несмотря на то, что проблемой гиперактивности занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры, в настоящее время среди педагогов и родителей всё еще бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто "распущенность" ребёнка или результат неумелого воспитания. Причём чуть ли не каждого ребёнка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, т. к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребёнка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, являются:

• патология беременности и родовые травмы (например, недоношенность плода, осложнённые роды, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов);

• инфекционные заболевания и интоксикации во время перинатального развития ребёнка или в первые годы его жизни (например, наркотическое отравление, отравление свинцом);

• генетическая обусловленность (наследственность);

• органические повреждения мозга.

В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется именно патология беременности и/или родов. В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД, которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся.

Критерии выявления гиперактивного ребёнка

Проявления дефицита активного внимания:

• непоследователен в поведении;

• не слышит, когда к нему обращаются;

• имеет трудности в организации своей деятельности;

• избегает задач, которые требуют умственных усилий, и скучных заданий;

• с большим энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;

• имеет много незаконченных дел;

• часто бывает забывчив;

• теряет вещи.

Проявления импульсивности:

• не может регулировать свои действия;

• не умеет подчиняться правилам;

• часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего;

• отвечает до того, как его спросят;

• не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях;

• не может отложить вознаграждение;

• вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других – нет).

Проявления высокой двигательной активности:

• беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо);

• находится в постоянном движении;

• ёрзает на месте;

• очень говорлив;

• спит намного меньше, даже в младенчестве.

Если в возрасте до 7 лет у ребёнка проявляются хотя бы шесть из пе-речисленных критериев, можно предположить, что ребёнок является гиперактивным. Но поскольку синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, родителям необходимо обратиться за консультацией к неврологу. После постановки диагноза можно сразу начать с ребёнком соответствующую коррекционную работу. Если диагноз отсутствует, а у ребёнка день за днём проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые (родители, воспитатель, учитель, психолог и т. д.) проводят дополнительное целенаправленное наблюдение за ним. По результатам наблюдения при необходимости следует повторно обратиться к неврологу и провести соответствующее медицинское обследование.

Организация коррекционной работы с гиперактивными детьми

Воспитание, обучение и лечение гиперактивных детей должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.

Психолог, совместно с педагогом и родителями, проводит психологическую коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребёнка. Он может заниматься с ребёнком как индивидуально, так и в группе гипер-активных детей по специально разработанной программе. Кроме того, психолог ведёт разъяснительную работу с педагогами, совместно с ними разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с гиперактивным ребёнком и составляет индивидуальную программу развития ребёнка.

В коррекционной работе с гиперактивными детьми используются три основных направления:

1) развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

2) отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

3) обучение ребёнка контролю над проявлениями гнева.

Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление. Например, отработка навыков взаимодействия с окружающими.

При развитии дефицитарных функций необходимо руководствоваться следующими правилами:

• коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребёнку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным;

• когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций (например, внимания и контроля двигательной активности или внимания и контроля поведения). И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.

Работу по отработке навыков взаимодействия гиперактивного ребё нка со взрослыми и сверстниками необходимо разделить на два этапа:

1. На первом этапе работа с ребёнком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе ребёнка важно обучить не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Желательно также выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе.

2. Второй этап – вовлечение гиперактивного ребёнка в групповые виды деятельности взаимодействия со сверстниками. Этот этап тоже должен проходить постепенно. Сначала желательно включать гиперактивного ребёнка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2–4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общегрупповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребёнок может перевозбуждаться, что приведёт, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, дефициту активного внимания.

Родители и педагоги гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Одни стремятся жёсткими мерами бороться с "непослушанием" ребёнка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят жёсткую систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы с ребёнком, махнув на всё рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, "опустив руки", предоставляют ребёнку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые родители, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упрёки и замечания в адрес своего ребёнка, начинают винить только себя в том, что он такой, приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии, которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребёнка. Во всех этих случаях родители и педагоги часто теряются при выборе линии поведения с гиперактивным ребёнком, поэтому с ними необходимо проводить разъяснительную работу. Прежде всего надо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, а также педагогам, что ребёнок ни в коей мере не виноват, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков и нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а в большинстве случаев даже ухудшат его.

Основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребёнка являются :

1) недостаток эмоционального внимания, подменяемого бытовым и медицинским уходом;

2) недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка;

3) неумение воспитывать в ребёнке навыки управления гневом.

Соответственно вышеперечисленным ошибкам воспитания можно рекомендовать следующие пути их преодоления:

1) больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать "по душам";

2) составить список запретов и чётко следовать ему;

3) составить список, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю, и осуществлять постоянный и последовательный контроль;

4) освоить навыки управления гневом.

Главной задачей родителей является обеспечение общего эмоционально-нейтрального фона развития и обучения ребёнка. Кроме того, родитель отслеживает эффективность проводимого лечения и сообщает о его результатах неврологу, психологу, педагогам.

Педагог, приняв к сведению рекомендации специалистов (врача-невролога и психолога, осуществляет процесс обучения ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, а также семейную обстановку.

Только в случае подобного комплексного подхода происходит последовательное воспитание и лечение гиперактивного ребёнка, что способствует реализации потенциала ребёнка и снижению его эмоционального напряжения.

Публикации по теме:

Центр песка и водыЦентр песка и воды В кабинете психолога оборудован Центр песка и воды. Занятия с таким материалом проводятся в индивидуальной форме. Игры с водой применяются.

Конспект собрания-практикума «Наши невнимательные гиперактивные дети» Цель: обсудить проблему гиперактивности у детей; выработать способы реагирования на проблемные ситуации; помочь родителям сформировать чувства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми
Опубликовано: 9 октября 2013 в 13:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Августинова (УИ 126211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД