Получи документы

Приложение к методической разработке «Здоровьесберегающие технологии в нашем саду»

Светлана Коваленко
Приложение к методической разработке «Здоровьесберегающие технологии в нашем саду»

Коваленко С. В., воспитатель, МБДОУ №41, г. Усть-Лабинск

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендации по проведению закаливающих мероприятий:

Полоскание горла. Дети с 3-4 лет уже самостоятельно полощут горло, рекомендуется ежедневное полоскание горла после дневного сна отварами трав, содо-солевым раствором, мин. водой или обычной водой комнатной температуры, что является эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. Обучение полосканию горла нужно начинать с 3-х лет (вторая младшая группа, летний период) вот по такому принципу:

Публикация «Приложение к методической разработке „Здоровьесберегающие технологии в нашем саду“» размещена в разделах

-t воды от 38С, понижая через каждые 2 дня на 2С и доводя до комнатной тем-ры, до 20С;

- объем жидкости не менее 0.2 литра (200грамм);

- солевой раствор: на 2литра воды- 1 чайная ложка соли (10гр.)

-содовый раствор: на 2 литра воды-0,5 чайной ложки соды (5 грамм).

- ребёнок набирает воду в рот, прополаскивает сначала полость рта, повторив это не менее 2-х раз, каждый раз сплёвывая;

- затем вновь набирает воду в рот, закидывает голову назад и произносит протяжный звук «а-а-а», «гы-гы».

Средняя температура воды: +37до +18 С Берутся пластиковые пищевые стаканчики, которые хранятся в специальных закрытых контейнерах (в более старшем возрасте возможно использовать питьевые чашки- дети полощут горло, а затем няня моет и наливает напиток на полдник).

Влажное обтирание Влажное обтирание до пояса, которое можно проводить начиная с 4-5лет, организуют в такой последовательности: руки, грудь, живот, спина. После этого детей вытирают (или они вытираются самостоятельно в зависимости от возраста и навыка) сухим полотенцем. Проводят его так:

таз с чистыми рукавичками (по количеству детей) наполняют водой от 38-18 С температуры. Дети раздеваются и подходят к младшему воспитателю, который берёт из таза рукавичку и обтирает каждого ребенка, меняя при этом рукавичку. Воспитатель быстро вытирает ребёнка полотенцем, и он одевается.

В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно после сна, раздетые до трусиков, с помощью воспитателя, повязывают полотенце вокруг пояса, дети встают вокруг таза с водой, затем воспитатель отжимает и поочерёдно помогает надеть варежку детям на левую руку и ребёнок, по команде, обтирает правую руку в направлении от пальцев к плечу. Затем надевает рукавичку на правую руку (вос-ль помогает)и по команде, обтирают левую руку, шею, грудь. Далее все снимают рукавички и становятся в круг друг за другом. Каждый ребёнок передаёт её сзади стоящему, после чего они по команде, обтирают спины друг другу. По окончании процедуры дети снимают варежки кладут их в таз, снимают полотенце с талии и быстро растираются и одеваются.

Обливание ног водой.

В душевой дети по очереди друг за другом подходят к поддону. Мл. воспитатель или вос-ль, обливает им ноги водой от 38-18 С температуры. Затем дети выходят, встают на решётку, вытирают самостоятельно или с помощью взрослого ноги и тут же обуваются. В туалетную комнату из спальни они приходят на босу ногу. При осуществлении всех видов водных процедур помощь и участие младшего воспитателя обязательно. Процедура проводится после сна.

Обширное умывание

включает в себя: в младшем возрасте: мытьё лица, рук до локтя, в старшем возрасте: мытьё лица, шеи, рук до плеч, водой комнатной тем-ры. Мытьё лица и рук до локтя проводится перед приёмом пищи, до плеч перед сном.

Массаж стоп ног в солевом растворе

Для этого в таз надо положить плоские камешки или взять готовый массажный лоток налить раствор воды с морской солью (для обеззараживания) на 1литр воды 2ч. л. соли. воду налить так, чтобы она едва покрывала камни. Дети по очереди становятся в таз шагают на месте (счёт до 5, выходят на сухое махровое полотенце и выходят на дорожку из массажных ковриков. Процедура проводится перед сном. Температура воды от 38-18С (постепенно понижая).

Босохождение

Хождение босиком –действенный» «исторический» метод, являющийся также хорошим средством укрепления свода стопы и её связок. Этот технически самый простой метод закаливания, к сожалению, мало используется в дошкольных учреждениях.

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18С. Дети ходят босиком по 3-4 минуты. Хождение босиком можно практиковать во всех группах, начиная с первой младшей группы. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми.

Главный смысл хождения босиком – закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом – пола. Может проводиться до и после дневного сна.

Дозированные солнечные ванны (в летнее время)

Процесс закаливания солнцем, состоит в том, чтобы выработать в организме устойчивость к воздействию ультрафиолетовых лучей. При закаливании солнечными лучами следует соблюдать постепенность увеличения нагрузки. Солнечные ванны лучше принимать утром, когда земля и воздух не очень нагреты и солнце ещё не припекает. Принимают ванны спустя 1-1.5 часа после приёма пищи; не рекомендуется проводить облучение натощак и непосредственно перед едой. Закаливание солнцем можно начинать с первых тёплых дней и регулярно продолжать его на протяжении всего лета. Солнечные ванны можно принимать лёжа и в движении, расположившись на коврике ногами к солнцу- такое положение обеспечивает равномерное освещение всего тела. Голова должна быть защищена головным убором (хлопчатобумажная панама или соломенная шляпа, не в коем случае не повязывать голову косынкой или полотенцем – это затрудняет испарение пота и препятствует охлаждению головы, кроме того рекомендуется надевать солнцезащитные очки). Под дозированием солнечных ванн подразумевается организованное пребывание на солнце, в летнее время, (дети лежат на ковриках, в головных уборах, меняя положение тела по команде); Принятие дозированных солнечных ванн начинают со средней группы доза: 3 приёма по 3минуты (в начале и доведения до 15 минутного пребывания);

старший дошкольный возраст : 3 приёма по 5 минут (в начале и доведения до 25-30 минут, чередуя статические положения тела и движение в играх).

3. Дыхательная гимнастика.

Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтобы у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза).

После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДУ

А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

А. Н. Стрельникова считала, что гимнастикой нужно заниматься независимо от самочувствия, более того, чем оно хуже, тем чаще следует выполнять дыхательные упражнения, правда, следует чаще отдыхать.

1. Разминка.

Помните о вдохе! Нюхайте воздух!

Учимся в игре! Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.

Дети дошкольного возраста выполняют разминку, прослушав стихотворение:

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-вдох-вдох-вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!

2. «Шаги»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, - взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Не стесняйтесь шмыганья! Крылья носа не расширяются, а наоборот – сужаются. Убедитесь в том, что ноздри не неподвижны, а понемногу начинают «слушаться» вас.

Освоив этот способ дыхания – возможно, непривычный для подавляющего большинства – переходите к дыханию в движении. Начинаем ходьбу на месте! Чтобы «прочувствовать» дыхательную гимнастику Стрельниковой, делайте вдох на каждый шаг. Шаг левой –вдох. Шаг правой – вдох. Левой, правой… вдох, вдох. «А когда же выдыхать?» - спросите вы. «Отработанный воздух выйдет сам – без вашего участия. Не думайте о выдохе!

Такое дыхание в движении – еще одна отличительная черта гимнастики Александры Николаевны ( вспомните: в любом другом гимнастическом комплексе упражнения выполняются на счет «раз-два», читай, «вдох-выдох») Шаги-вдохи по Стрельниковой можно делать на месте, при ходьбе по комнате, если позволяет метраж, или даже переступая с левой ноги на правую – вперед-назад, вперед-назад. Главное, чтобы ваши движения были ритмичными и частыми.

Научить детей дошкольного возраста выполнять это упражнение можно с помощью следующего стихотворения:

Аты-баты, аты-баты.

А сегодня мы солдаты.

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

3. «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.

Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

В нашей дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

Дети могут поиграть в игру «Кошка ловит мышку».

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

Повороты и наклоны головы

4. «Повороты»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и поворотов головы вправо-влево, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать

5. «Ушки»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоняйте вначале к левому, потом – к правому плечам, как если бы вы хотели с укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!».

Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (иди в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Короткий и шумный вдох носом производится одновременно с каждым покачиванием головой. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы плечи оставались неподвижными. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов влево-вправо, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.

Детям дошкольного возраста освоение этого упражнения предлагается в виде игры в «Старшего брата».

Головою покачаем –

Влево-вправо наклоняем.

Будто говорим братишке –

«Ай-ай-ай, как не стыдно!

Ты зачем порвал все книжки?»

Плечи мы не поднимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

6. «Малый маятник»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

Вдох и наклон (подъем головы вверх) выполняются в маршевом ритме или в размеренном ритме ходьбы на месте.

Мышцы шеи расслаблены, вверх-вниз поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов-подъемов головы вниз-вверх, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок. Начните с четырех движений-вдохов подряд, постепенно увеличивая норму до восьми, шестнадцати, тридцати двух, делая, соответственно, 24 подхода по 4 вдоха, 12 по 8, затем 6 по 16 и 3 по 32.

Преимущества дыхательной гимнастики по методу К. П. Бутейко - это возможность выполнять упражнения где и когда угодно: дома, на прогулке, на работе или в транспорте. Кроме того, она достаточно проста и подходит для всех возрастных групп, начиная от детей с 4-х лет и заканчивая людьми, самого преклонного возраста.

Упражнения можно проводить в любое время, но лучше отвести для занятий определенные часы и ежедневно заниматься определенное время.

1 упражнение – нужно постараться задержать дыхание, до появления чувства нехватки воздуха и как можно дольше оставаться в этом состоянии, делая мелкие неглубокие вдохи. При появлении желания сделать глубокий вдох – начать упражнение заново.

2 упражнение – задержка дыхания при ходьбе – задержать дыхание и ходить по комнате, до ощущения нехватки воздуха, затем подышать и повторить упражнение снова.

3 упражнение – поверхностно дышать в течение 3 минут, постепенно увеличивая время.

Правила проведения закаливающих мероприятий:

Обучение полосканию горла нужно начинать с 3-х лет, вот по такому принципу:

-t воды от 38С, понижая через каждые 2 дня на 2С и доводя до комнатной тем-ры, до 20С;

- объем жидкости не менее 0.2 литра (200грамм);

-рекомендуемые растворы: - солевой раствор: на 2литра воды- 1 чайная ложка соли (10гр.)

-содовый раствор: на 2 литра воды-0,5 чайной ложки соды (5 грамм).

-минеральная вода;

- отвар ромашки, календулы (по показаниям).

Обтирание проводить с детьми 4 – 7 лет, температура воды от 38 С с понижение на 1-2 С и доведения до 18 С;

Обливание ног проводится с детьми старшего дошкольного возраста, температура воды от 38 С с понижение на 1-2 С и доведения до 18 С. ;

Обширное умывание водой комнатной температуры (+18+20С);

массаж стоп ног в солевом растворе проводить с детьми 4-7 лет, температура воды от 38-18 С (постепенно понижая);

Босохождение по полу начинают при температуре не ниже +18С. Вначале дети ходят босиком по 3-4 минуты. Время процедуры ежедневно увеличивается на 1-2минуты и постепенно доводится до 15-20минут;

Дозированные солнечные ванны принимают спустя 1-1.5 часа после приёма пищи; со средней группы доза : 3 приёма по 3минуты (в начале и доведения до 15 минутного пребывания); старший дошкольный возраст : 3 приёма по 5 минут (в начале и доведения до 25-30 минут, чередуя статические положения тела и движение в играх).

Дыхательная гимнастика может входить в комплекс гимнастики пробуждения, физкультминуток,

для восстановления дыхания после интенсивной двигательной активности в режиме дня.

Аурикуломассаж

1. «Наши ушки»

Дети выполняют массаж ушей.

Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);

Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды».

Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, при-жать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма)

Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)

Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавли-вать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)

Растирание ушей ладонями.

2. Чтобы ушки не болели,

разомнем мы их скорее:

вот сгибаем, отпускаем

и опять все повторяем.

Козелок мы разомнем,

по уху пальчиком ведем.

И ладошкой прижимаем,

сильно-сильно растираем. Пальцами мягко разминают ушную раковину.

Пальцами сгибают ухо и отпускают.

Большими и указательными пальцами растираем козелок.

Ладонями энергично растирают уши.

3. «Муха»

Муха-горюха, села на ухо.

Сидела, сидела, никуда не летела

Жужжала, жужжала, ухо чесала.

Песню пела «за-за-за»

И по уху поползла.

Посидела, посидела, дальше полетела. Загибают вперед ушную раковину, прижимают, отпускают, ощущая в ушах хлопок.

Кончиками большого и указательного пальца тянут вниз за обе мочки ушей 4 раза.

Всеми пальцами массируют ушную раковину.

4. «Тили-бом»

Тили, тили, тили – бом!

Сбил сосну зайчишка лбом.

Жалко мне зайчишку:

носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,

сделай заиньке компресс. Загибаем ушную раковину.

Оттягиваем мочки вниз и в стороны.

Массируют козелок.

Растирают ладонями уши.

Поглаживают ушки ладошками.

5. «Игра с ушками»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнём

И опять считать начнём.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Ушкам отдыхать пора.

Алгоритм совместной оздоровительной работы нашего ДОУ и семьи :

анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;

ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

создание в ДОУ и семье условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей;

проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания и т. д. ;

ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в ДОУ;

обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания и др. ;

организация совместных праздников, мероприятий по обмену опытом;

освещение передового опыта оздоровительной работы в информационных уголках для родителей.

Литература

1. Лавров Н. Н. Дыхание по Стрельниковой. – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2003.

2. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М. : Метафора. – 2003.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в детском саду .

Здоровьесберегающие технологии в детском саду «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

«Здоровьесберегающие технологии в детском саду». Фотоотчет с мероприятий«Здоровьесберегающие технологии в детском саду». Фотоотчет с мероприятий На этих фотографиях изображены дети средней группы детского сада оздоровительного профиля №18 "Гномик" г. Экибастуза.

Презентация к методической разработке «Приключения в Изумрудном городе» Актуальность Актуальность данной работы заключаются в том, что развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны,.

Презентация к методической разработке «Приключения в Изумрудном городе». Часть 2 Актуальность Актуальность данной работы заключаются в том, что развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны,.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду». Автор: Красильщикова Ирина Юрьевна, воспитатель БДОУ г. Омска "Детский сад №244 комбинированного вида". Презентация "Здоровьесберегающие.

Продолжение по методической разработке. Утренняя гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста и показа упражнений. Лишь к концу третьего года жизни становится возможным использовать упражнения не привязанные к слитному сюжету. 6.2.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС Здоровьесберегающие технологии в детском саду Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду Актуальность здоровья людей говорит о необходимости принятия неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приложение к методической разработке «Здоровьесберегающие технологии в нашем саду»
Опубликовано: 3 марта 2019 в 00:16
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД