Лучший педагог года

Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС

Мария Чернышова
Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО включает : «…становление ценностей здорового образа жизни, овладение детьми его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. …»

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС» размещена в разделах

Одним из средств решения обозначенных задач являются здоровьесберегающие технологии. Что же такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе детского сада? Попробуем разобраться в понятиях.

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу ВОЗ).

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога - набор определенных профессиональных действий, позволяющий педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально- педагогической деятельности.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку

- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада - воспитание валеологической культуры (осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека + знания о здоровье + умение оберегать, поддерживать и охранять здоровье + навыки безопасного поведения + умение оказать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь).

применительно к взрослым (педагогам и родителям воспитанников)

- содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

медико-профuлактические технологии; физкультурно-оздоровительные технологии; здоровьесберегающие образовательные технологии, технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка; технологии обеспечения здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; технологии валеологического просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологии Задачи : сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств мониторинг здоровья дошкольников разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья организация профилактических мероприятий организация рационального питания организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды в детском саду.

Физкультурно-оздоровительные технологии Задачи : физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников занятия по физической культуре организация рационального двигательного режима динамические паузы закаливающие процедуры гимнастика подвижные и спортивные игры дни здоровья спортивные развлечения, праздники профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах массаж и самомассаж Здоровьесберегающие образовательные технологии Задачи : воспитание валеологической культуры дошкольников, формирование осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его Занятия, игровые ситуации и беседы: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, о правилах безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребё нка Задачи: обеспечение психического и социального здоровье ребёнка-дошкольника, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение эмоционального благополучия дошкольника. психологическое и психолого-педагогическое сопровождение развития ребё нка: тренинги релаксация музыкотерапия психогимнастика сказкотерапия арттерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования Задачи: развитие культуры здоровья педагогов детского подбор и расстановка кадров с учётом их деловых качеств, опыта и психологической

сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни

совместимости учет требований к профессиональной подготовке педагогов, совершенствование педагогического мастерства: семинары-практикумы, конкурсы-смотры, педсоветы, консультации, методические рекомендации, открытые показы

Технологии валеологического просвещения родителей Задачи: информационно- просветительная работа с родителями воспитанников, установление партнерских взаимоотношений с в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей консультативная помощь, участие в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, практические показы (практикумы) выступления на родительских собраниях информация для стендов памятки, буклеты презентации акции выставки плакатов Каждая из рассмотренных технологий направлена на здоровьесбережение и здоровьеобогащение детей, посещающих дошкольное учреждение.

Рекомендации для педагогов по применению некоторых здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

Виды технологий Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики

(физкультминутки) детей. Применяется во всех возрастных группах

утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате (малой и со средней степенью подвижности). Применяется во всех возрастных группах

Подвижные игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр.

Гимнастика пальчиковая

Проводятся ежедневно индивидуально либо с подгруппой Применяется во всех возрастных группах

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки Применяется во всех возрастных группах

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Применяется во всех возрастных группах

Обеспечить проветривание помещения, педагог дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Применяется во всех возрастных группах

Форма проведения различна: упражнения на кроватках и рядом с кроваткой; ходьба по «дорожке здоровья»; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях

Закаливание Ежедневно в различных формах работы (прогулки, хождение босиком и др.)

Строгое соблюдение принципов закаливания 2. Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурное занятие В соответствии с требованиями СанПин Применяется во всех возрастных группах Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Проблемно- В свободное время, можно Занятие может быть

игровые ситуации

во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Применяется со старшего возраста

организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игровые ситуации

1-2 раза в неделю в свободное время Применяется во всех возрастных группах

В занятие входят разные виды деятельности: беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы Применяется во всех возрастных группах

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

3. Коррекционные технологии

Артикуляционная гимнастика

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время индивидуально либо с подгруппой Применяется во всех возрастных группах

Используется для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимых для правильного звукопроизношения.

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Применяется во всех возрастных группах

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Рекомендуется в качестве профилактики болезней опорного свода стопы и опорно- двигательного аппарата.

Психогимнастика 1-2 раза в неделю Применяется во всех возрастных группах

Занятия проводятся по специальным методикам - курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)

Музыкотерапия Музыка прослушивается дозированно в течении дня

Используются для снятия напряжения, повышения

в различных формах работы в зависимости от поставленных целей Применяется во всех возрастных группах

эмоционального настроя, для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон и пр.

Песочная игротерапия

Индивидуальные и групповые игровые сеансы 1-2 раза в неделю в любое свободное время

чтобы избежать неразберихи вокруг «песочницы», нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.

Публикации по теме:

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов». Самый.

Консультация «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду .

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» Здоровьесберегающие технологии в МКОУ СОШ №11 (д/с №27) п. Оус В нашем детском саду здоровьесбережению уделяется много внимания. Стараемся.

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОАРМЕЙСКИЙ РАЙОН «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО.

Презентация «Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду» .

Презентация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду». Автор: Красильщикова Ирина Юрьевна, воспитатель БДОУ г. Омска "Детский сад №244 комбинированного вида". Презентация "Здоровьесберегающие.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в детском саду В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС до В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду в условиях ФГОС Здоровьесберегающие технологии в детском саду в условиях ФГОС. Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 17:48
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД