Татьяна Русяйкина
Применение дошкольниками математических знаний в трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Для наиболее лучшего усвоения материала по формированию элементарных математических представлений должна проводится работа не только путем обучения на занятиях, но и в свободное от занятий время. Это будет способствовать дальнейшему развитию интереса детей к математике и расширению полученных знаний.
Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд являются теми видами деятельности, где можно эффективно осуществлять применение математических знаний.
Публикация «Применение дошкольниками математических знаний в трудовой деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Мы используем каждую конкретную ситуацию для закрепления и расширения математических ориентировок. Они не требуют специальной подготовки, нужно только суметь в любой ситуации видеть возможность применения математических знаний, продумать эти ситуации с точки зрения математического развития ребенка, поставить его перед практической необходимостью считать, отсчитывать, сравнивать числа, определять величину, измерять и т. д. Но не должно быть чрезмерного выделения количественной стороны наблюдаемых предметов и явление за счет других сторон. Все должно естественно подсказываться ситуацией. Приведу несколько примеров. Во время сборов на прогулку и по возвращении с нее мы обращаем внимание детей на количество пуговиц и петель, на длину пальто, куртки, шарфа, форму платков, шапок. В другой раз уточняем с детьми понятие «пара» : пара ботинок, сапог, пара варежек, перчаток, пара детей, что пара – это двое, два; с помощью песочных часов измеряем время, затраченное на одевание, уборку игрушек и др. и тем самым дети практически усваивают, что такое «долго», «быстро», учатся ориентироваться во времени.
Дети расчищают площадку от снега, делают узкую и широкую дорожки, ходят по узкой, по широкой и устанавливают, что по узкой дорожке ходить труднее, чем по широкой, что по узкой может пройти один ребенок, а по широкой пара, тройка ребят.
При сервировке стола, при подготовки к занятиям создаем ситуации, заставляющие ребенка прибегать к проверке равночисленности (неравночисленности) множеств путем их сравнения: каких тарелок больше: глубоких или мелких? Чего больше – тарелок или чашек, ложек или вилок, столов или стульев, детей или приборов и др. Выделение отношений между сравниваемыми группами наглядно для ребенка и обеспечивает возможность проверки разными приемами (приложение, счет, объединение в пары).
Таким образом, обращая внимание на количественную сторону действительности, выделяя математические отношения в окружающем, мы наполняем каждое задание конкретным содержанием. В подобных практических ситуациях знания усваиваются детьми не формально, а осмысленно.
Работа детей в уголке природы, цветнике или на огороде также дает богатый материал для закрепления знаний о числе и счете, величине и способах ее измерения, совершенствования пространственно – временных представлений.
При уходе за растениями дети измеряют их рост, подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, бутонов, цветков, рассматривают их форму, размер. Заготавливая природный материал, дети сортируют семена по названиям, видам, раскладывают их в пакеты (по 5-10, пересчитывают их и т. д. На глазах ребенка постоянно возникают разнообразные задачи, среди которых-множество задач с арифметическим содержанием. Вчера на веточке распустилось 3 листочка, а сегодня еще один. Сколько листочков распустилось на веточке? В нашем мини-огороде выросло 4 огуречка. Два мы сорвали. Сколько огуречков осталось? Все наблюдения, действия сопровождаем свободной беседой с детьми. Задаем вопросы, естественно подсказываемые ситуацией, или оттеняем словом воспринятое ребенком представление: у каких растений ствол тоньше, чем у фикуса? Какой формы плоды у огурцов, помидоров? У каких растений стебли короткие, у каких-длинные? Чем похожи и отличаются береза и дуб? Какие цветы на клумбах закрываются к вечеру и перед дождем? Какие-днем? Как расположены ветки у разных деревьев (у одних направлены вверх, у других, как у березы, опущены вниз, у третьих, например, у дуба, раскинуты в стороны. Как ты догадался, что.. .?
Процесс сравнения, установления сходства и различия заставляет ребенка внимательно всматриваться, задумываться, самостоятельно делать выводы. Можно давать детям несложные, практические задания.
Например : посчитайте сколько ног у собаки, курицы, у рыбы и подберите цифры, соответствующие числу ног у названных животных. Такие задания не только расширяют знания о животных, но и закрепляют счетные навыки детей, дают возможность легко овладеть несколько абстрактным для них понятием, каким является «нуль», и самостоятельно решать вопросы, возникающие в процессе выполнения задания: как же передвигаются рыбы, если у них вовсе нет ног? Какой цифрой обозначить отсутствие числа? Самостоятельный поиск решения требует рассуждения, умения определять существенные признаки предмета (явления, умения обобщать.
Изготовление разных поделок по ручному труду может потребовать измерения длины, ширины, высоты, определения формы, подсчета материалов. Например, чтобы сделать кораблики (лодочки, вертушки) нужно подобрать листы бумаги определенного размера и формы, последовательно выполнить ряд операций, используя измерение, счет, разные способы деления, закрепляя тем самым знания о форме и величине, соотношении целого и части, названии долей. А уже готовые кораблики предлагаем пустить в воду. Предложение принято, и вот одна часть корабликов уже в «море», и такое же количество остается на берегу. Спрашиваем ребят: где больше корабликов? На воде (корабли сгрудились кучкой) или на берегу (они стоят в ряд? Ответы разные, их необходимо проверить: одни считают, другие расставляют кораблики парами. По детским ответам мы судим о том, кто правильно оценивает количество предметов с учетом разного их расположения в пространстве.
Организуя работу по ручному труду, учим детей путем измерения условной меркой подбирать кусочки поролона определенного размера и делать из них овощи и фрукты для игры в «магазин». При оценке детских работ внимание обращается на два множества: множество фруктов и множество овощей. Дети делят овощи и фрукты на подмножества по цвету, величине, форме, убеждаясь, что одно и то же множество можно разделить на подмножества разными способами. Классификация предметов вызывает у детей интерес, заставляет их мыслить.
Такие задачи довольно трудны для дошкольников, но они успешно справляются с ними в практической ситуации и на основе этого приходят к пониманию связей, отношений, зависимостей.
Проводя такую работу, мы прежде всего, выясняем, кто из детей испытывает затруднения при усвоении математических знаний, кто не уверен в своих силах, и вовремя стараемся оказать конкретную помощь. Объясняем, показываем способы выполнения, создаем практическую необходимость в применении знаний, вызываем интерес к математическим задачам, акцентируем внимание на достижениях и удачах.
Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала.