Папки-передвижки

Применение игровых методик в детском саду

Олеся Ященкова
Применение игровых методик в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать

Публикация «Применение игровых методик в детском саду» размещена в разделах

игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Функции игры

1. развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

1. коммуникативная: освоение диалектики общения;

2. самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

3. игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

4. диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

5. функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

6. межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

7. функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Четыре главные черты присущие игре:

1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию - ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

1.  творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

2. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

3. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Понятие «игровые методики» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком -четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим

результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

1. познавательные, воспитательные, развивающие;

2. репродуктивные, продуктивные, творческие;

3. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Типология педагогических игр по характеру игровой методики

1. предметные

2. сюжетные

3. ролевые

4. деловые

5. имитационные

6. игры-драматизации

Специфику игровой методики в значительной степени определяет игровая среда. Различают игры:

- с предметами и без предметов;

- настольные;

- комнатные;

- уличные, на местности;

- компьютерные и с ТСО;

- с различны ми средствами передвижения.

Игровое обучение отличается от других педагогических методик и технологий тем, что игра:

1. Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка

любого возраста.

2. Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее детей в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и

способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

3. Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у детей инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

4. Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться

глубинного личностного осознания детьми законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в

некоторых случаях, и лечить.

5. Многофункциональна, ее влияние на ребенка невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все ее возможные воздействия актуализируются одновременно.

6. Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только ребенок, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

7. Значение конечного результата. В игре ребенка устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата, психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

В деятельности с помощью игровых методик у детей развиваются психические процессы.

Игровые методики, направленные на развитие восприятия.

Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые методики могут быть направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья, а ребенок должен ее заметить.

Игровые методики помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие.

Игровые методики способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе

использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.

Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

На развитие образного и логического мышления направлены многие

дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых методик развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное

мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры-при думки, игры-фантазирования.

Комплексное использование игровых методик разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.

Таким образом, игровые методики тесно связаны со всеми сторонами воспитатель- ной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

В своей работе с детьми по развитию речи я использую следующие игры:

на формирования словаря:

«Горит-не горит» (формирование представлений о ситуации)

«Помоги Буратино» (учить правильно, образовывать глаголы с разными приставками)

«Бабочки и гриб» (изменение глагола с помощью приставок)

«Скажи ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

«Скажи по-другому» (подбирать слова близкие по смыслу)

«Кто в домике живет» (умение употреблять уменьшительную форму существительных в единственном числе)

«Назови часть целого» (формирование умения выделять и называть части предметов и объектов)

на звуковую культуру речи:

«Подуем на пушинку», «Покормим птенчиков», «На приеме у врача», «Будь внимательным», «Маятник», «Пусти лодочку по воде», «Поезд», «Понюхай цветок», «Скажи как я», «Найди свой домик», «Найди пару».

на грамматический строй речи:

«Один-много» (упражнять детей в образовании множественного числа)

«Что у нас получится» (упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных)

«Кто больше, а кто меньше» (упражнять детей в правильном использовании в речи степени прилагательного при сравнении величины животных)

«Чьи эти вещи» (упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных)

«У кого сколько» (упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе)

на связную речь:

«Дай определение словам» (активизировать словарь, развивать связную речь)

«Наоборот» (умение подбирать противоположные по смыслу)

«Четвертый лишний» (развивать внимание, сообразительность)

«Разговор по телефону» (развивать пространственные представления)

«Назови одним словом»

«Накроем стол к чаю»

«Чего не стало»

«Какая погода»

Таким образом, применение игровых методик повышает эффективность занятий, делает их интересными, привлекательными для детей, а значит и материал усваивается лучше.

Публикации по теме:

Применение игровых наборов Фрёбеля в формировании элементарных математических представлений Математика – это абстрактная система, но в то же время дошкольники думают очень конкретно. Следовательно, им должна быть предоставлена возможность.

Применение игровых технологий на занятиях по физической культуре МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИДЫШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» СТАТЬЯ: «Применение игровых.

Применение современных образовательных технологий и методик в ДОУ МОУ СОШ №3 г. Маркса им. Л. Г. Венедиктовой СП МДОУ ДС №1 ДОКЛАД Применение современных образовательных технологий и методик в.

Фотоотчёт проведения музыкально-игровых праздников в детском садуФотоотчёт проведения музыкально-игровых праздников в детском саду Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется.

Из опыта работы «Использование современных игровых технологий в детском саду» Из опыта работы Тема: «Использование современных игровых технологий в МДОКУ детский сад «Колосок» 1 слайд Актуальность использования современных.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Использование игровых макетов в образовательной деятельности в детском саду Педагогическая находка Тема: «Использование игровых макетов в образовательной деятельности в детском саду» Изменения стандартов образования.

Игровые технологии. Применение игровых технологий в системе непрерывного образования Игровые технологии». 2 слайд. В нашем современном мире человек образовывается всю свою жизнь. Ему приходится учиться на протяжение всей.

Применение игровых методов в работе учителя-логопеда.Применение игровых методов в работе учителя-логопеда. Чтобы работа по развитию и коррекции речи была ребенку не в тягость, важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать.

Применение игровых наборов Фрёбеля в формировании элементарных математических представлений Математика – это абстрактная система, но в то же время дошкольники думают очень конкретно. Следовательно, им должна быть предоставлена возможность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Применение игровых методик в детском саду
Опубликовано: 12 апреля 2017 в 19:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение игровых методик в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Ященкова (УИ 1000635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД