Индира Шаймуханова
Применение игровых технологий на этапе логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости
и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Игровая деятельность – важный этап в развитии психики и становлении личности каждого ребенка.
Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые технологии имеют различную направленность:
Публикация «Применение игровых технологий на этапе логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
1) дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
3) развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является сложным процессом. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, интеллектуальными нарушениями различное сочетание которых, определяет особые образовательные потребности детей.
Особенности развития этих обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения, которые проявляются в расторможенности, нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия.
Основными требованиями в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на логопедических занятиях являются :
1) Максимальная наглядность и конкретность методических приемов.
2) Использование при речевом развитии натуры, макетов, объёмных предметов, картинок, игр.
3) Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес.
4) Ясное понимание ребенком цели и важности занятий.
5) Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме.
6) Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.
Коррекционная работа с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) строится по следующим направлениям:
Развитие слухового восприятия.
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Развитие функции голоса и дыхания.
Развитие чувства ритма.
Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем процессе позволяет решать множество специальных задач интегративно, комплексно формируя сразу несколько компонентов речевой системы ребенка.
Понятие «игровые технологии» включает обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.
У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности к игре, ни к самому игровому процессу. Даже будучи включенным в игру он не проявляет интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Ребёнок действует пассивно, безразлично, не получая удовольствия от выполняемых действий, только подчиняясь требованиям взрослого. Неустойчив интерес к игрушкам, не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают его внимание, после чего игра прекращается. Сами по себе игрушки не стимулируют ребёнка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно сними действовать. Дети с ТМНР не могут осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную. Поэтому единственно возможный способ овладения игровой деятельностью – их обучение.
Игровая деятельность должна происходить на всех видах уроков и коррекционных занятий, что позволяет продвинуться в развитии.
Важным является подбор самой игры, она должна быть пригодна для проведения с данным конкретным ребенком.
Главной задачей модификации игр является создание доступной, понятной и посильной для ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) игры, которая будет способствовать его развитию.
Такие дети лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Поэтому одна из главных задач логопеда — это заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе развития речи.
Игра один из основных видов деятельности и важнейшее средство воспитания детей. Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом и коррекционном процессе, т. к. даёт возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. А использование различных средств и форм в игре раскрывает большие возможности для развития всех компонентов речи.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса.
Существует двусторонняя связь между речью и игрой : с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, и с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.
Работая с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс освоения детьми материала адаптированной программы. С этой целью используются в работе различные игровые технологии.
Одним из основополагающих направлений в развитии речи ребёнка является работа над развитием речевого дыхания, которое помогает ребёнку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Для этого используется нестандартное оборудование для реализации игровых технологий на развитие физиологического и речевого дыхания, включаются в занятия, как в физкультминутки, так и как часть занятия, направленную на развитие речевого дыхания.
Игры «Забей шарик в ворота», «Бабочки летят», «Вертушка», «Летящие снежинки», «Листья на ветру» и т. п. ;
- игры с водой: «Весёлые пузырьки», «Мыльные пузыри», «Кораблики»;
- игры, направленные на закрепление центрального выдоха: «Фокус», «Подуем на пальчик», «Подуем в бутылочку», «Дуй на пламя» и др.
Взаимосвязь развития мелкой моторики и речевого развития неоднократно были подтверждены в различных исследованиях, поэтому работа ведется в этом направлении с использованием разнообразного игрового оборудования и игровых технологий, при помощи которых дети с удовольствием и интересом развиваются.
Особенно важны пальчиковые игры. Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения. Характеризуя состояние мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можно выделить следующие нарушения : - слабость моторики пальцев и кистей рук;
-отклонения в координации движений
-медлительность и нечёткость движений
- нет согласованности в действиях обеих рук
-с большим трудом формируется техника письма
Для развития мелкой моторики можно использовать следующие упражнения:
-удержание вложенного в руку предмета разной формы
-перекатывание карандаша
-перекладывание предмета из одной руки в другую
-бросание предмета в различные ёмкости
- сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча, ваты.
-рвать, разглаживать, комкать бумагу
-ощупывание, разминание, раскатывание пластилина, теста
-катание различных мячей в руках
-собирание пирамидки
-нанизывание колечек, бусинок
-рисование в воздухе.
-работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
-сортировка монет;
-перебор крупы;
-работа со спичками;
-шнуровка на специальных рамках, ботинок;
-завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
-игры с песком, водой;
-наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
-закручивание шурупов, гаек и т. д.
Активно используются игры с массажными мячиками «Су-Джок» (перекладывание из одной руки в другую, сжимание-разжимание мяча в ладони, прокатывание мячика по столу придерживая одним пальцем, поступательные движения ладонями с зажатым мячиком вперёд-назад, передвижение мячика по нарисованному лабиринту).
Одной из сложных областей развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является развитие связной речи. Работая с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на наш взгляд, является использование мнемотаблиц.
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В мнемотехнике заключены основные факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
- наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые действия.
- создание плана высказывания (последовательное размещение всех конкретных элементов высказывания).
В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, понятное детям. Использование приёмов мнемотехники позволяет достичь хороших результатов:
- увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень.
В качестве одной из составляющих игровых технологий по развитию связной речи использую фланелеграф, на котором с помощью персонажей дети составляют рассказ, пересказывают сказку. Он может использоваться как на ранних этапах формирования связной речи, так и на этапах формирования распространённых предложений в развёрнутом высказывании.
Цель данного игрового пособия : развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя.
Задачи:
• расширение индивидуального словаря;
• обучение навыку составления простых и сложных предложений;
• формирование умения подбирать однородные члены, а также качества и действия к объектам;
• обучение навыку расширения предложения путем добавления разных членов;
• обогащение лексики;
• развитие воображения.
Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:
1. Содержательные игры должны служить развитию и воспитанию.
Игры должны быть обязательно:
А) эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);
Б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);
В) игры должны быть социально ориентированные.
2. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.
3. Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.
При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка. Ребенок с проблемами в развитии получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций, игра всегда приносит радость, удовольствие. Игра без радости перестает быть игрой.