Получи документы

Применение игровых технологий на этапе логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями

Индира Шаймуханова
Применение игровых технологий на этапе логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости

и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Игровая деятельность – важный этап в развитии психики и становлении личности каждого ребенка.

Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые технологии имеют различную направленность:

Публикация «Применение игровых технологий на этапе логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

1) дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;

3) развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;

4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

Обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является сложным процессом. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, интеллектуальными нарушениями различное сочетание которых, определяет особые образовательные потребности детей.

Особенности развития этих обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения, которые проявляются в расторможенности, нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия.

Основными требованиями в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на логопедических занятиях являются :

1) Максимальная наглядность и конкретность методических приемов.

2) Использование при речевом развитии натуры, макетов, объёмных предметов, картинок, игр.

3) Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес.

4) Ясное понимание ребенком цели и важности занятий.

5) Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме.

6) Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.

Коррекционная работа с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) строится по следующим направлениям:

Развитие слухового восприятия.

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Развитие функции голоса и дыхания.

Развитие чувства ритма.

Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем процессе позволяет решать множество специальных задач интегративно, комплексно формируя сразу несколько компонентов речевой системы ребенка.

Понятие «игровые технологии» включает обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности к игре, ни к самому игровому процессу. Даже будучи включенным в игру он не проявляет интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Ребёнок действует пассивно, безразлично, не получая удовольствия от выполняемых действий, только подчиняясь требованиям взрослого. Неустойчив интерес к игрушкам, не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают его внимание, после чего игра прекращается. Сами по себе игрушки не стимулируют ребёнка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно сними действовать. Дети с ТМНР не могут осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную. Поэтому единственно возможный способ овладения игровой деятельностью – их обучение.

Игровая деятельность должна происходить на всех видах уроков и коррекционных занятий, что позволяет продвинуться в развитии.

Важным является подбор самой игры, она должна быть пригодна для проведения с данным конкретным ребенком.

Главной задачей модификации игр является создание доступной, понятной и посильной для ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) игры, которая будет способствовать его развитию.

Такие дети лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Поэтому одна из главных задач логопеда — это заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе развития речи.

Игра один из основных видов деятельности и важнейшее средство воспитания детей. Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом и коррекционном процессе, т. к. даёт возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. А использование различных средств и форм в игре раскрывает большие возможности для развития всех компонентов речи.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса.

Существует двусторонняя связь между речью и игрой : с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, и с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.

Работая с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс освоения детьми материала адаптированной программы. С этой целью используются в работе различные игровые технологии.

Одним из основополагающих направлений в развитии речи ребёнка является работа над развитием речевого дыхания, которое помогает ребёнку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Для этого используется нестандартное оборудование для реализации игровых технологий на развитие физиологического и речевого дыхания, включаются в занятия, как в физкультминутки, так и как часть занятия, направленную на развитие речевого дыхания.

Игры «Забей шарик в ворота», «Бабочки летят», «Вертушка», «Летящие снежинки», «Листья на ветру» и т. п. ;

- игры с водой: «Весёлые пузырьки», «Мыльные пузыри», «Кораблики»;

- игры, направленные на закрепление центрального выдоха: «Фокус», «Подуем на пальчик», «Подуем в бутылочку», «Дуй на пламя» и др.

Взаимосвязь развития мелкой моторики и речевого развития неоднократно были подтверждены в различных исследованиях, поэтому работа ведется в этом направлении с использованием разнообразного игрового оборудования и игровых технологий, при помощи которых дети с удовольствием и интересом развиваются.

Особенно важны пальчиковые игры. Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения. Характеризуя состояние мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можно выделить следующие нарушения : - слабость моторики пальцев и кистей рук;

-отклонения в координации движений

-медлительность и нечёткость движений

- нет согласованности в действиях обеих рук

-с большим трудом формируется техника письма

Для развития мелкой моторики можно использовать следующие упражнения:

-удержание вложенного в руку предмета разной формы

-перекатывание карандаша

-перекладывание предмета из одной руки в другую

-бросание предмета в различные ёмкости

- сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча, ваты.

-рвать, разглаживать, комкать бумагу

-ощупывание, разминание, раскатывание пластилина, теста

-катание различных мячей в руках

-собирание пирамидки

-нанизывание колечек, бусинок

-рисование в воздухе.

-работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;

-сортировка монет;

-перебор крупы;

-работа со спичками;

-шнуровка на специальных рамках, ботинок;

-завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;

-игры с песком, водой;

-наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

-закручивание шурупов, гаек и т. д.

Активно используются игры с массажными мячиками «Су-Джок» (перекладывание из одной руки в другую, сжимание-разжимание мяча в ладони, прокатывание мячика по столу придерживая одним пальцем, поступательные движения ладонями с зажатым мячиком вперёд-назад, передвижение мячика по нарисованному лабиринту).

Одной из сложных областей развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является развитие связной речи. Работая с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на наш взгляд, является использование мнемотаблиц.

Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В мнемотехнике заключены основные факторы, облегчающие процесс становления связной речи:

- наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые действия.

- создание плана высказывания (последовательное размещение всех конкретных элементов высказывания).

В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, понятное детям. Использование приёмов мнемотехники позволяет достичь хороших результатов:

- увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень.

В качестве одной из составляющих игровых технологий по развитию связной речи использую фланелеграф, на котором с помощью персонажей дети составляют рассказ, пересказывают сказку. Он может использоваться как на ранних этапах формирования связной речи, так и на этапах формирования распространённых предложений в развёрнутом высказывании.

Цель данного игрового пособия : развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя.

Задачи:

• расширение индивидуального словаря;

• обучение навыку составления простых и сложных предложений;

• формирование умения подбирать однородные члены, а также качества и действия к объектам;

• обучение навыку расширения предложения путем добавления разных членов;

• обогащение лексики;

• развитие воображения.

Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

1. Содержательные игры должны служить развитию и воспитанию.

Игры должны быть обязательно:

А) эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);

Б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);

В) игры должны быть социально ориентированные.

2. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.

3. Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка. Ребенок с проблемами в развитии получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций, игра всегда приносит радость, удовольствие. Игра без радости перестает быть игрой.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологийКоррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологий Игровые технологии. Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению.

Из опыта работы «Использование игровых технологий ТРИЗ «Кольца Луллия в НОД»Из опыта работы «Использование игровых технологий ТРИЗ «Кольца Луллия в НОД» Приоритетные направления педагогики: Развитие творчества; Выявление талантов; Развитие способностей детей; Формирование уверенности в своих.

Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольниковПрименение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников Выполнила: воспитатель Тогучинского детского сада №1 Озерова Л. А. «Без игры.

Применение новых игровых технологий. ОрбизыПрименение новых игровых технологий. Орбизы Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: " Истоки творческих способностей детей и их дарований - на кончиках пальцев.»Другими.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Применение игровых технологий на этапе логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 18 марта 2024 в 13:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение игровых технологий на этапе логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Индира Шаймуханова (УИ 916060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД