МААМ-картинки

Применение информационно-компьютерных технологий на уроках истории.

Елена Плаксина
Применение информационно-компьютерных технологий на уроках истории.
▼ Скачать + Заказать документы

1

ПЛАН

I. Введение. с. 2

II. Применение информационно-компьютерных

технологий (ИКТ) на уроках истории : с. 2 - 9

1. Образовательные возможности ИКТ на уроках истории.

2. Варианты использования MICROSOFT POWER POINT.

3. Использование MICROSOFT EXSEL.

4. Практика применения электронных учебных пособий.

III. Заключение. с. 10

IV. Литература. с. 11

V. Приложение. с. 12-19

2

I. Введение.

Публикация «Применение информационно-компьютерных технологий на уроках истории,» размещена в разделах

Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий. Телевидение, радио, компьютеры за последнее время значительно увеличили поток информации. Однако все эти источники представляют материал для восприятия пассивно. В обществе, прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: «Способен ли ребёнок запомнить и усвоить этот объём информации?». Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.

Стремление к визуальному восприятию нынешних школьников приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет «История» не является исключением. Решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории развить личность обучающегося, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения?

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности; вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений, качественно измерять контроль деятельности школьников, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

II. Применение информационно-компьютерных

технологий (ИКТ) на уроках истории.

В настоящее время МОУ «Лицей №12» города Железногорска Курской области достаточно оснащено компьютерными классами и мультимедийными проекторами. Это заметно расширяет возможности использования информационно-компьютерных технологий на уроках непосредственно в

3

кабинете истории. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» школьников в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. ИКТ позволяет стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельность обучающегося, открывает возможности для соотнесения знаний об историческом предмете, накопленные в разные исторические времена.

В связи с этим я выделяю наиболее существенные преимущества использования мультимедийных средств обучения в преподавании истории :

- знания приобретаются по разным каналам восприятия и запоминаются на более долгий срок;

-восприятие и освоение исторических знаний на базе мультимедиа реализуется не только когнитивным способом, но и созерцательным путем;

- на смену пассивным технологиям обучения истории приходят активные и интерактивные технологии.

ИКТ позволяет разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия на школьников.

Особенностью традиционного урока является наличие двух субъектов: учитель-ученик. С появлением интерактивных средств обучения, в информационное взаимодействие включается третий субъект (ИКТ, имеющий возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя. В моей практике с применением ИКТ уроки стали на порядок ярче и богаче, что обеспечивает новые формы учебной деятельности, такие как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации. Конечно, из вышеизложенного не следует, что я все уроки перенесла в компьютерный класс и всё изложение учебного материала перепоручила компьютеру. Я чередую разнообразные методические приемы. Это сделает урок менее скучным, однообразным, более динамичным, интересным и, как следствие, помогает обучающимся быстрее и глубже усвоить материал.

Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. Это происходит за счёт использования карт, схем, учебных картин, видео- и аудио- комментариев, представленных в виде электронных презентаций или обучающих учебных программ.

На мой взгляд, современный педагог просто обязан уметь работать с

4

современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование будущего поколения.

Демонстрация изучаемого материала представляет собой наглядное зрительно-иллюстративное предъявление обучающемуся информации, то есть основное назначение демонстраций - сформировать представление школьников об историческом объекте, которое в дальнейшем будет развиваться до понятийного уровня.

Варианты использования MICROSOFT POWER POINT в работе с обучающимися (приложение № 1) :

1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала.

Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания обучающихся на каких-либо иллюстрациях.

2. Наглядная демонстрация процесса.

Наглядная демонстрация процесса (анимационные карты, репродукции картин, которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

3. Совместное изучение источников и материалов.

Совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных изображений или полученных из Интернета материалов и прочее).

4. Корректировка и тестирование знаний.

Проведение дополнительных занятий в компьютерном классе, когда отставшие или отсутствующие обучающиеся самостоятельно изучают

материал на основе презентаций.

Работа с тестирующими системами и тренажёрами.

Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, таблицы, справочные материалы, анимационные карты.

5

Презентация в программе POWER POINT позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. Мультимедийные презентации я использую для того, чтобы на большом экране наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Эти материалы могут быть также подкреплены соответствующими звукозаписями.

Использование Microsoft Excel.

Microsoft Excel представляет собой достаточно мощный инструмент, предназначенный для создания, обработки, анализа, совместного использования и отображения информации в виде электронных таблиц.

В электронных таблицах разрабатываю проверочные тесты, кроссворды, социологические диаграммы. Созданные дидактические материалы помогают ученикам в понимании исследуемой проблемы, приобретении необходимых знаний, умений, навыков.

В ходе урока я использую на всех этапах учебного процесса ИКТ:

актуализация знаний;

объяснение нового материала;

закрепление знаний;

обобщение и систематизация знаний;

контроль знаний и умений.

Преимущество компьютерных средств заключается в постоянном обновлении информации.

Планируя урок, я учитываю следующие показатели:

- каким образом материалы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) соответствуют учебной программе и обязательному минимуму по

предмету, возрастным и психологическим особенностям обучающихся;

- степень встраиваемости материалов в программу, адаптированности к возрасту, учебным способностям и возможностям моих школьников;

- содержание учебного материала подбираю в соответствии с программой по предмету, уровнем подготовки класса.

Так, в 2013-2014 учебном году я преподаю историю в 5-х классах. Использую ЦОР в 5-х классах при проведении различных типов уроков :

- вводного ( Тема: «Древний Египет», демонстрация репродукций: бюст фараона Тутанхамона, египетские боевые колесницы, изображение

6

Сфинкса, долина царей, иероглифы. Вопросы: В какую древнюю страну мы отправимся в наше заочное путешествие? Что вам известно об этой стране? Что возьмёте с собою в дорогу? Почему);

- изучения нового материала ( Тема: «Государство на берегах Нила». 1 – работа с картой «Египет» - характеристика географического положения и природных условий Египта; 2 – работа с репродукциями «Занятия египтян» - составление рассказа; схемы «Занятия египтян» и «Группы египетского общества»);

- обобщения (обучающиеся имеют возможность поработать с материалами ЦОРа с целью закрепления знаний по теме и умений, сформированных в процессе учебной деятельности, ликвидации пробелов в знаниях; акцентируется внимание школьников на рубрику «Запомните»);

- контроля (работа детей с тестовыми заданиями ЦОРа).

Я считаю, что на сегодняшний день можно выделить три основные формы работы с ИКТ на уроках истории :

во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе;

во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся по истории вне школьных занятий;

в-третьих, это применение информационно-компьютерных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т. д.).

Использование одного из направлений даст гораздо меньший результат обучения, чем применение всех направлений в комплексе. Применение информационно-компьютерных технологий на уроках истории не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей обучающихся.

Электронные учебные пособия (ЭУП).

Мультимедиа-учебник – это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов компьютерных программ и, соответственно, целый ряд функций:

1) как и традиционный учебник, он осуществляет информационную функцию, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного

7

предмета;

2) благодаря мультимедиа технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации : иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.

В зависимости от целей и задач урока определяю форму работы с компьютерными средствами. Для практических работ считаю эффективной непосредственную работу обучающегося с компьютером, что возможно осуществить в кабинете информатики. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он даёт возможность детям самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью обучающегося.

Я придерживаюсь точки зрения, что в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. Отсюда важно, чтобы школьник не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно приобретать знания, овладел способами познавательной деятельности.

Увеличение объёма информации увеличивает нагрузки на ребёнка и заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к истории, их активность на протяжении всего урока. Существенное влияние на активизацию учебного процесса и усвоение нового материала оказывают использование мультимедийных учебников. Для их эффективного применения компьютерный класс не требуется. В нашей школе установлен в кабинете истории медиапроектор и компьютер. На протяжении последних трех лет на уроках истории активно использую в разных классах презентации и мультимедийные учебники: «История России : ХХ век», «История Древнего мира», «От Кремля до Рейхстага», энциклопедию Кирилла и Мефодия «История России». Более подробно хотелось бы остановится на использовании компьютерного учебника «История России : XX век» ( авторы: Антонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., М. : Клио Софт, 2005 г., который является первым комплексным мультимедийным учебным изданием, позволяющим организовать систематическое изучение целого курса истории. Учебник полностью соответствует существующим вариантам школьного исторического образования и программам по истории России XX века. Видеоряд учебника мною используется в качестве наглядного пособия (наиболее интересны

8

меняющиеся диаграммы, анимированные карты, кинохроника, фоно- и фото документы). Поэтому для показа на уроке я стараюсь отбирать в первую очередь наиболее ярко иллюстрированные лекции в наибольшей степени, эмоционально воздействующие на обучающихся. Например, при изучении темы: «Страна победившего социализма» - наряду с видеорядом учебника использую в качестве музыкальной иллюстрации композицию А. Башлачева «Абсолютный вахтер» или фрагмент видеоклипа «В эту белую ночь». Для усиления эмоционального эффекта я заранее распечатываю и раздаю обучающимся документ «Воспоминания Г. П. Смидовича», предложив его для обсуждения. Такое сочетание просмотра видеофрагмента с анализом письменного источника дает максимальный педагогический и воспитательный эффект. Лекции, в которых использованы анимированные карты (например, описание военных действий первой и особенно второй мировых войн) позволяют представить изучаемые события в динамике, что достаточно сложно мне, как преподавателю, воспроизвести на стенной карте. Также эффективно использование лекций, в которых даны диаграммы, схемы, формирующиеся постепенно по ходу изложения материала. Они демонстрируются как с голосом диктора, так и по ходу рассказа учителя. Сочетание мультимедийного учебника с традиционными печатными изданиями позволяет обучающимся совершенствовать умение сравнивать и анализировать различные источники. С помощью материалов учебника я организовываю игровые уроки на основе групповой работы. Это - всевозможные игры-соревнования. Школьникам предлагаю такие конкурсы, как: «Угадайте - кто?» (для этого используются фотографии, и биографические справки из раздела «Персоналии»); «О каком событии рассказывает документ?» (формируется на основе подборки документов); «Определите события, отражённые на карте»; «Узнайте гимн» и т. д. Подобные занятия я провожу при обобщении и повторении темы или всего курса.

Опыт применения на уроках истории электронных учебников позволяет мне выделить преимущества урока с использованием информационно-компьютерных технологий перед традиционным уроком :

- представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес обучающихся. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у детей;

- мультимедийные учебники представляют собой систематический курс истории, позволяющий полностью обеспечить учебный процесс всеми необходимыми средствами;

- обучение обеспечивается разнообразными материалами, которые в обычной практике преподавания истории по ряду причин далеко не всегда возможно использовать;

- программа позволяет организовать процесс обучения истории в индивидуальном, оптимальном для каждого обучающегося темпе, также на

9

уроках можно использовать технологию уровневой дифференциации;

- работа с программой повышает мотивацию учебной деятельности за счёт нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности. Программа построена по принципу мультимедийных игр, которыми так увлекаются школьники! Мультимедийные лекции обеспечивают «погружение» в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие, что в конечном итоге приводит к резкому росту интереса к предмету;

- обучающимся не приходится читать длинные тексты с экрана монитора (это - наиболее утомительная и вредная для зрения форма работы с компьютером, они получают большую часть информации в звуковом и графическом представлении, что значительно менее вредно;

- программа работает в интерактивном режиме, следовательно, обучающийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя.

В учебном процессе я использую разные варианты работы с мультимедийным учебником:

1. Изучение нового материала с использованием видеоряда учебника в качестве наглядных пособий (наиболее интересны меняющиеся диаграммы, «оживающие» карты, кинохроника, фоно- и фотодокументы). Урок проходит в форме лекции с использованием мультимедийного проектора.

2. Традиционный урок, сочетающий рассказ учителя с групповой самостоятельной работой школьников над отдельными частями параграфа или другими материалами мультимедийного учебника.

3. Изучение несколькими группами в классе различного исторического материала с последующим обсуждением.

4. Лабораторно-практические занятия с использованием материалов и документов учебника на основе самостоятельной работы обучающихся.

5. Использование материалов мультимедийного учебника для творческой работы детей над рефератом или групповым проектом.

6. Проведение различных вариантов опроса и контроля знаний школьников.

7. С помощью материалов мультимедийного учебника можно также организовывать игровые уроки и конкурсы. Их хорошо проводить при обобщении и повторении темы или всего курса. В ходе игры класс делится на группы, которые выполняют определенные задания.

10

8. Электронный учебник истории является полноценным учебным

пособием для самостоятельной домашней или поисковой работы обучающихся.

Он успешно применяется :

для выполнения домашней работы, заданной учителем;

в качестве энциклопедии-справочника по истории;

для подготовки к контрольным работам и экзаменам.

III. Заключение.

Таким образом, использование ИКТ на уроках истории – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает так, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность детей в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет школьникам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности вышеперечисленных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между школьниками, приучают работать в команде, снимают их нервную нагрузку, помогая испытывать чувство защищённости и взаимопонимания.

В заключении мне хотелось бы отметить, что применение ИКТ в практике преподавания истории способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные школьники включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Однако хочу обратить внимание, что никакая машина не заменит труд учителя: компьютер даёт возможность сделать этот труд более эффективным, интересным и для детей, и для педагога.

Публикации по теме:

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ .

Применение ИКТ в коррекционно-развивающем обучении школьников с нарушением интеллекта на уроках СБО Применение информационных компьютерных технологий в коррекционно - развивающем обучении школьников с нарушением интеллекта на уроках СБО.

Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития.

Конспект ООД в старшей группе «В гостях у грибов» с использованием информационно-компьютерных технологий Задачи с интеграцией образовательных областей: Познавательное развитие: - Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей;.

Коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников средствами информационно-компьютерных технологий Несмотря на то, что в дошкольном детстве именно взаимодействие и общение с взрослыми является решающим фактором развития личности ребёнка,.

Открытое занятие с использованием информационно-компьютерных технологий «Мы желаем знать состав числа пять» Программное содержание Цель занятия: поддержка интереса к играм с математическим содержанием, получение радости и удовольствия от игр развивающей.

Применение информационно-коммуникационных технологий в ДОУ В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с реализацией Федерального Государственного.

Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя – логопеда. Все мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная.

Применение сингапурских техник на уроках географии Пояснительная записка к методическому семинару «Применение сингапурских техник на уроке географии» Лучникова Елена Валерьевна, учитель.

Средняя группа. Применение компьютерных игр в индивидуальной работе для закрепления пройденного материала Видео Упражнение «Коробочки с конфетами». Цель: формирование адекватного восприятия формы и размера предмета. Инструкция: упражнение состоит из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение информационно-компьютерных технологий на уроках истории.
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 22:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение информационно-компьютерных технологий на уроках истории.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Плаксина (УИ 1079429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД