Применение кинезиологических упражнений для повышения познавательной и двигательной активности детей с ТНР

Валентина Витальевна Самойлова
Применение кинезиологических упражнений для повышения познавательной и двигательной активности детей с ТНР

Аннотация

В статье рассказывается о внедрении в педагогический процесс кинезиологичеких упражнений как системы в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Под влиянием кинезиологических тренировок в организме детей происходят положительные структурные изменения.

Ключевые слова

Кинезологические упражнения, тяжелые нарушения речи, двигательная активность, комплексный подход.

Свою педагогическую деятельность мы осуществляют в детском саду, в котором функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

При обучении детей с ТНР необходимо учитывать трудности звукопроизношения, фонетического анализа и синтеза, зрительно–пространственной ориентировки, недостаточное развитие моторных функций и зрительно–моторных координации, а также недостатки пространственного и зрительного восприятия.

На протяжении нескольких лет мы работаем в режиме освоения и распространения кинезиологических упражнений в работе с детьми с ТНР. Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиологические упражнения снимают у детей неврологическую симптоматику, улучшают координацию, нормализуют мышечный тонус, они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. Коррекционная работа приводит к развитию общей двигательной координации, развитию координации рук и ног улючшению межполушарного взаимодействия.

Качество любой работы зависит от координации действий участников образовательного процесса, взаимодействия педагогов и родителей.

На базе детского сада учителем-логопедом, учителем- дефектологом и педагогом-психологом был организовал проект по обучению воспитателей и родителей кинезиологическим упражнениям, способствующим, созданию максимально благоприятных условий для повышения двигательной и познавательной активности детей в детском саду и дома.

При организации учебно-воспитательного процесса работа по освоению и внедрению в практику кинезиологических упражнений проводилась нами параллельно c обучением этой деятельности и детей, и воспитателей, и родителей. Главным требованием к использованию этих упражнений является точное выполнение движений.

Использование кикезиологических упражнений основано на комплексном психолого–педагогическом подходе, что позволяет, объединив деятельность педагогов и родителей, добиться повышения двигательной активности воспитанников.

В комплексы кинезиологических упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

В своей работе мы использовали адаптированный вариант кинезиологических упражнений из нейропсихологической комплексов, разработанных Сиротюк А. Л.

После овладения педагогами приемами выполнения кинезиологических упражнений мы вместе продумали возможность их интеграции в режимные моменты:

- в комплексы утренней гимнастики;

- в комплексы бодрящей гимнастики после сна

- в качестве динамических пауз в непосредственно образовательной деятельности

Интеграция деятельности педагогов и родителей по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими ТНР, в детском саду и дома способствовала повышению двигательной активности воспитанников, эффективности коррекции речи и психофизического развития в целом. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме детей произошли положительные структурные изменения.

Литература

1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М. 1973. С-Петербург 1996.

2. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. :ТЦ Сфера, 2003

3. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников/ А. Л. Сиратюк. – М: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с. М. 2000г.

4. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей М. 2000г.

Публикации по теме:

Рациональная организация двигательной активности детейРациональная организация двигательной активности детей Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания.

Игровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольниковИгровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аннотация Игровой обучающий модуль «Эко-остров» представляет собой набор игровых макетов, последовательно связанных.

Картотека кинезиологических упражненийКартотека кинезиологических упражнений  Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка,.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение кинезиологических упражнений для повышения познавательной и двигательной активности детей с ТНР
Опубликовано: 8 февраля 2023 в 22:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 марта. День бумажного кораблика на МААМ

Особенное место в древнем искусстве складывания фигурок из бумаги (оригами) занимает умение складывать бумажные кораблики (курафуто). Когда же ещё увлекаться таким творчеством, если не весной, когда...

27 марта. Всемирный день театра

 Ежегодно 27 марта во всем мире празднуется День театра. Свой профессиональный праздник отмечают любители театра и те, кто работает в театре, от актеров и режиссеров до работников сцены, — все, благодаря...


Горячие темочки