Ирина Григорьева
Применение метода моделирования в развитии лексико-грамматических представлений у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. Решение этой задачи достигается путём формирования и развития словаря и грамматически правильное оформление собственного речевого высказывания.
При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
Публикация «Применение метода моделирования в развитии лексико-грамматических представлений у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2014
По мнению О. Е. Грибовой методика коррекционной работы должна быть направлена на формирование основания языковой системы. Основу коррекционной работы должны составлять виды работы, способствующие формированию познавательной сферы и ребёнка и семантической стороны речи. В связи с этим необходимо развивать речемыслительные способности ребёнка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам.
При ОНР в большинстве случаев нарушается не только собственная речь ребёнка, но и восприятие ребёнком обращённой к нему речи. Для более успешной коррекционной работы необходимо использовать разные методики, в число которых входит МОДЕЛИРОВАНИЕ.
Моделирование даёт возможность изменить подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Исследования Л. А. Венгер, П. Я. Гальперина, Ю. Ф. Гаркуши, А. В. Запорожца, А. Р. Лурии доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.
Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов моделей развития грамматических категорий у дошкольников с ОНР.
1. "Кто (что)без чего?"
Задача: упражнять детей в образовании относительных прилагательных с отрицательным значением.
2. "Назови части"
Задача: упражнять детей в умении выделять и называть части целого.
3. "Скажи наоборот"
Задача: упражнять детей в умении подбирать слова - антонимы.
4. "Назови ласково" (большой - маленький)
Задача: упражнять детей в умении образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
5. "Один - много"
Задача: упражнять детей в умении образовывать существительные множественного числа в именительном падеже.
6. "1-3-5" ("Сосчитай и назови")
Задача: упражнять детей в умении согласовывать существительные с числительными.
7. "Чего нет?"
Задача: упражнять детей в умении образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.
8. "Из двух одно" (сложные слова)
Задача: упражнять детей в умении образовывать слова сложной структуры.
Представленные модели можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, а также при создании условий для самостоятельной деятельности детей.