МААМ-картинки

Применение нетрадиционных методов народной педагогики в работе с детьми-логопатами.

Елена Кондобарова
Применение нетрадиционных методов народной педагогики в работе с детьми-логопатами.
▼ Скачать + Заказать документы

В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушениями речи. Уточняется базовое содержание дошкольного образования, внедряются вариативные программы воспитания и обучения детей, активно разрабатываются региональные компоненты дошкольных образовательных программ. Специалисты логопедических групп также не остаются в стороне от процессов творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии, они активно используют возможности информационных носителей, аудио- и видеоаппаратуры, внимательно следят за методическими новинками в области коррекционных технологий.

Публикация «Применение нетрадиционных методов народной педагогики в работе с детьми-логопатами,» размещена в разделах

Применение нетрадиционных методов в работе с детьми – логопатами обусловлено ещё и тем, что собственно речевая недостаточность приобрела в настоящее время у большинства детей мозаичный, генерализованный вид и сопряжена с обилием сопутствующих патофеноменов в двигательной, перцептивной, когнитивной, вербальной и других сферах психической деятельности ребёнка.

Процесс обучения ребёнка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него может быть утрачен интерес к занятиями мотивация говорить “правильно и красиво”. Часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда бывает не достаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.

В этом случае одним из средств оптимизации процесса процесса коррекции может служить применение нетрадиционных методов коррекционной педагогики. Одним из таких методов является применение компьютерных программ, предназначенных для коррекции звуков. Для того, чтобы их применение не наносило вреда зрению и нервной системе ребёнка, нужно строго соблюдать правила безопасной работы с компьютером, а также применять только апробированные и научно обоснованные программы.

Используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми, поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребёнка. В связи с этим, рекомендуется использовать компьютер лишь как дополнительное средство работы в течение недлительного времени.

Чтобы не перегружать нервную систему дошкольника, работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5 – 15 минут, в зависимости от возраста ребёнка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребё нком зрительную гимнастику: посмотреть вверх – вниз, вправо – влево, выполнить круговые движения глазами. Во время работы с компьютером необходимо переводить взгляд ребёнка с компьютера каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончании занятия зрительную гимнастику рекомендуется повторить. Недопустимо использовать с детьми старые модели компьютеров, т. к. на экране старой модели невозможно достичь нормальной чёткости, яркости, стабильности для нормальной работы зрительного анализатора. Несоблюдение гигиенических правил может привести к прогрессированию уже существующих нарушений зрения.

К тому же это приводит к переутомлению, что недопустимо при занятиях с детьми, например, с дизартрией или с заиканием. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребёнка при работе с компьютером играет правильно подобранная мебель, соответствующая росту и возрасту ребёнка. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с логопедом, к адекватной оценке ребёнком своих действий, к формированию сотрудничества между ребёнком и логопедом. Ребёнок начинает воспринимать логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. Ребёнок радуется, когда компьютерный герой “дарит” ему подарки. Он постоянно стремится к тому, чтобы исправить свои ошибки, чтобы “компьютерный друг” и логопед похвалили его.

Компьютерная программа может стать частью общего сценария всей работы логопеда с ребёнком. Автор статьи “Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ” Лынская М. И. (“Логопед в детском саду” 2006г. ,№6) предлагает следующий пример сценария работы по коррекции произношения. На первом занятии ребёнка знакомят с компьютерной игрой, её героями, придумывают цель занятий для ребёнка. Например, путешествие в страну “Красивая речь”. Цель занятий – попасть в эту страну, компьютерный герой сообщает ребёнку, что туда могут отправиться только те дети, которые “красиво” говорят. У дошкольника появляется стимул к выполнению предложенных ему упражнений, он ведь очень хочет поиграть с героем. Вне занятия подготовительного этапа и этапа постановки звука строятся на основе этого сценария, каждое упражнение и игра связывается с героями игры, с темой “Путешествие”. Постепенно малыш приходит к этапу автоматизации звука, и в этот момент в работу включается использование компьютера.

В результате работы, когда процесс коррекции произношения завершается, исполняется и мечта ребёнка, он попадает в волшебную страну, при этом он не ждёт окончания занятий, а испытывает радость от своего успеха.

Таким образом, использование компьютера способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, а также способствует повышению эффективности работы логопеда.

К нетрадиционным методам можно отнести различные виды массажа. Такие авторы, как А. Уманская и К. Динейка предлагают игровой массаж, который рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится он 2 – 3 раза в день. В него входят такие комплексы упражнений, как “Поиграем с носиком”- различные упражнения на дыхание носом, массаж носа, например : “Носик нюхает приятный запах” (вдох – выдох поочерёдно через левую и правую ноздрю, “Погреем носик”(массаж указательными пальцами переносицы движениями вверх - вниз).“Носик поёт песенку”( на выдохе дети постукивают указательными пальцами по крыльям носа и поют: “Ба – бо – бу” и тому подобные упражнения. К игровому массажу этих авторов относятся также комплексы упражнений “Поиграем с ручками”, “Поиграем с ушками” и “Поиграем с ножками”.

Для развития интеллекта детей щвейцарский детский психолог Фриц Ауглин предлагает интеллектуальный массаж:

1. Оттянуть уши вперёд-назад, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми.

2. Массаж щёк круговыми движениями пальцев.

3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями.

4. Массаж век. Сложить пальцы “ножницами” и массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимать от преносицы до крыльев носа.

6. Движение челюстью слева направо и наоборот.

Для снятия стресса тот же автор предлагает антистрессовый массаж:

1. Массаж пальцев рук (нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа –слева; массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху –вниз).

2. Массаж запястья круговыми движениями.

3. Массаж рук. Упражнение “моем руки”, растирание ладоней и “погреем руки”.

4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щёки, шею.

5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.

6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить.

7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.

8. Массаж головы.

9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить.

10. Массаж ушных раковин, “наушники”.

Разновидностью массажа является точечный массаж. Для того, чтобы он не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Например, предложить игру “Скульптор”. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения. Применяется он с целью улучшения протекания нервных процессов путём воздействия на некоторые активные точки. Для работы с дошкольниками может применяться точечный массаж активных жизненных точек по А. А. Уманской (в приложении).

На фронтальных занятиях с целью увеличения двигательной активности детей и лучшего запоминания ими букв можно использовать алфавит телодвижений, разработанный Веневцевым С. И. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают на название буквы и, используя мышечныеодвижения, изображают эту букву. И,онаоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В Воданном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга иовпоследствии они легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседы, приседы. К концу уче

К концу учебного года у детей с дизартрическим компонентом улучшаются показатели двигательной сферы, осанки. Возрастают показатели двигательнойппамяти иофонематического слуха.

Например, в этой методике есть такие упражнения для формирования двигательного изображения букв. “Боксер” - сжать пальцы в кулак и кулакомовырисовывать букву заобуквой; “Голубь” - кисти рук скрестить, взмахами ладоней “рисовать” букву; “Пропляши букву” - по снегу, по песочку или просто по полу.

Интересными для детей могут быть и такие элементы восточной медицины, как мудры. Некоторые несложные мудры можно применять как элементы пальчиковой гимнастики.

Мудра “Жизни” полезна при быстрой утомляемости, улучшает самочувствие, работоспособность, даёт бодрость. Подушечки безымянного пальца, мизинца и большого пальцев соединить вместе, а остальные свободно выпрямлены.

Мудра “Энергия” полезна при заболеваниях мочеполовой системы и позвоночника, повышает энергетический потенциал, очищает организм от токсинов. Подушечки среднего, безымянного и большого пальцев соединить вместе, остальные пальцы выпрямить.

Мудра “Черепаха” помогает при астении, переутомлении, нарушении деятельности сердечно – сосудистой системы, повышает жизненный тонус. Пальцы правой руки нужно переплести с пальцами левой руки. Большие пальцы соединить.

В работе с детьми – логопатами возможно применение и такого дости-жения восточной медицины, как Су-Джок – терапия. С помощью шариков и колец дети массируют пальцы, ладони и тем самым активизируется множество точек, находящихся на них. Это оказывает благотворное влияние на весь организм.

Медики Древней Индии и Древнего Китая с давних времён применяли воздействие на поверхности стоп и кистей рук – акупунктуру – для лечения

больных.

Возрождению этого метода древних целителей посвятил свои исследования

профессор Национального университета в Сеуле (столице Южной Кореи)

Пак Чже Ву. В итоге многолетней исследовательской работы Пак Чже Ву

понял: человек имеет в своём теле механизм, позволяющий эффективно лечить болезни и заниматься их профилактикой. И этот механизм связан с биологически активными точками кистей и стоп. Ведь большинство движений в своей жизни человек совершает именно руками и ногами.

На основе своих выводов Пак Чже Ву разработал новый подход к рефлексо-терапии: чёткую систему диагностики и лечения, названную профессором двумя корейскими словами: «су»(«кисть») и «джок»(«стопа»).

Первые свои работы о методе Су-Джок Пак Чже Ву опубликовал в 1986г., а уже в 1987г. В Сеуле был создан корейский Институт Су-Джок акупункту-ры, руководителем которого стал основатель метода.

В 1991г. Пак Чже Ву, ставший президентом Международной ассоциации врачей Су-Джок, посетил с лекциями Москву. После его посещения в нашей стране появились филиалы Международной ассоциации Су-Джок – аку-

пунктуры. Несколько тысяч частнопрактикующих врачей получили дополнительное образование в академиях Су-Джок, лицензии на право заниматься этим видом рефлексотерапии.

В работе с детьми возможно применение элементов цуботерапии (воздействие шариками и пластинами) и акупрессура (точечный массаж).

В игре как ведущей деятельности дошкольников создаются наиболее благо-приятные условия для усвоения родного языка и умения правильно произносить слова, легко усваиваются грамматические конструкции. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями, развивают творческую активность, самостоятельность мышления, помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности. Например, можно применять следующие пособия (в книге” Инновации в логопедическую практику” (сборник статей. Составитель О. Е. Громова) :

“Язычок” – применяется для демонстрации точных движений артикуляционногоаппарата и развития мелкой моторики пальцев рук. Пачка жевательной резинки

“Хубба – бубба” вымачивается в тёплой воде, пока сахар не растворится, а краситель не станет бледным. Потом из этой массы нужно вылепить язык и поместить на некоторое время в холод. Хранить пособие в плёнке, перед пользованием немного нагреть.

С целью создания игровой мотивации при выполнении артикуляционных упражнений можно использовать различные куклы: собака, обезьянка, солнышко и т. д.

В преодолении многих речевых нарушений нашим верным помощником является игра. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Дети, увлечённые замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Наглядные пособия помогают детям составлять связные рассказы, развивать активный словарь: шапочки, картинки, расположенные в определённой последовательности, различные кубы с картинками.

Такой вид театрализованной деятельности, как логосказки, способствуют развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активизации психических процессов. Логосказки могут быть различных видов:артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики, пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков, фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков, лексико – грамматические (обогащение словаря, закрепление знания грамматических категорий, сказки, способствующие формированию связной речи, сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Для постановки сказок подходят различные виды театров:рукавичковый, с куклами на палочках, картонажный, бибабо и другие. Декорациями могут служить объёмные ширмы, мини – макеты, дидактические пособия.

Словесный метод обучения ребёнка без опоры на наглядность редко даёт хорошие результаты, что объясняется возрастными особенностями маленьких учеников.

Логопедическая ритмика – это ветвь лечебной ритмики, которая является одной из форм активной терапии, благотворно действующей как на физическую, так и на психическую жизнь нервного больного, в том числе и на детей – логоневротиков.

Для них была разработана логоритмика. Первая особенность логоритмики заключается в том, что в двигательные задания включаются речевой материал.

В дошкольном возрасте, когда выработка спокойной и плавной речи затруднена, музыка может играть решающее значение. Вторая особенность логоритмики состоит в том, что музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Третьим преимуществом данного метода является стремление растормозить перенапряжённый мышечный тонус детей. Специфика логоритмики состоит и в том, что ряд упражнений в ней построен таким образом, чтобы словесные, музыкальные или зрительные сигналы вызывали немедленные, заранее обусловленные действия. Содержание музыки должно легко восприниматься детьми, а темп и характер быть разнообразными.

Занятия включают:

1. Пение.

2. Вводные упражнения (маршировка в разных направлениях).

3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

4. Речевые упражнения.

5. Упражнения, активизирующие внимание.

6. Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма.

7. Игры.

8. Заключительные упражнения (маршировка под музыку).

На занятиях логоритмикой у детей – логопатов развивается внимание, вырабатывается быстрая двигательная реакция, умение переключаться с одного задания на другое.

Логомузыкальная пластика (ЛМП) – это система музыкально – двигательных, речедвигательных и музыкально – речевых игр и упражнений. ЛМП развивает воображение, память всех видов (слуховую, зрительную, двигательную, слух, модуляцию голоса, дыхание (певческое, речевое, внеречевое, обогащает словарный запас, благотворно влияет на речь, эмоциональное состояние. Игры, упр. Развивают общую и мелкую моторику, повышают мышечный тонус детей. Сопровождающая их музыка вызывает у детей эмоциональный подъём, желание двигаться, входить в образ того или иного персонажа(”Шарик”, “Самолёт” и т. д.)

С детьми – логопатами можно применять различные виды дыхательных гимнастик, например, такая методика, как “Звуковое дыхание” (автор М. Л. Лазарев).Они направлены на стимуляцию обменных процессов в клетках за счёт звуковой вибрации. Кроме того звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области лёгочных альвеол, повышает эмоциональный тонус. Длительное произнесение звуков [в], [з], [ж] стимулируют микроциркуляцию крови и обмен веществ, произнесение шипящих звуков можно проводить как паузу – релаксацию между другими видами деятельности., для этой же цели используют произнесение глухих согласных. Другой вид дыхательной гимнастики – “Звуковая гимнастика” Лобанова также состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков и их сочетанием в определённой последовательности и строго определённым способом. Для этой гимнастики характерны следующие особенности дыхания: вдох через нос( 1 – 2 сек., пауза, активный выдох через рот (2 – 4 сек., пауза. Выдох вдвое больше вдоха. Гласные звуки произносятся в последовательности: у, о, а, е, и. Согласные звуки произносятся в последовательности: б, д, г, в,з. Согласные сонорные: м, н, л, р. Для глухих звуков – п, т, к, ф, с – требуется наибольшая сила артикулярности, а значит, и наибольшее напряжение мышц грудной клетки и диафрагмы. Далее произносятся звуки ж – м – з, затем звук к с широко открытым ртом с усилением на выдохе. После каждого упражнения делают очистительный выдох: п – ф – ф, затем длительное произнесение звука м.

В работе с детьми – логопатами применяются и здоровьесберегающие технологии.

* Кинезиологические упражнения А. Л. Сиротюк. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В своей работе применяем такие упражнения как “Колечко”, “Кулак-ребро-кулак”, “Ухо-нос” и т. д.

* Систематически используем в работе методику сенсорно-координаторных тренажей В. Ф. Базарного, синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища.

Важнейшая особенность данных занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих заданий. Для этого используются подвижные “Вертушки” с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут быть в любой точке комнаты.

В свою работу внедряем режим непроизвольного зрительно-моторного скольжения по траекториям. У детей происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность.

* Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Этот приём создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, с тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание. Для более интересного восприятия материала, был создан специальный комплекс упражнений, который называется “Театр пальчиков и языка. Пальчики в лесу”, с красочными иллюстрациями. Этот комплекс может чередоваться или заменять массаж, это очень весёлое занятие, импровизация.

* Хорошо себя зарекомендовала в коррекционной работе, методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой. Эти упражнения носят разнообразную направленность: нормализуют темп и ритм речи заикающихся, развивают словарь, автоматизируют звукопроизношения у детей с дизкомпонентом. “Рассказывание” стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус. Например :

Насекомые над лугом

- Жу-жу-жу, - жужжит пчела:

- Я лечу издалека.

- Зу-зу-зу, - комар пищит.

- Уф-уф-уф, - как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

Жук гудит: “Гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу”. Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут как крылышками

Ритмично “выбрасывают” указательные пальцы вперед.

Ритмично притопывают ногами.

Ритмично хлопают в ладоши.

* В подготовительной группе можно использовать алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.

Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседы, приседы. К концу учебного года у детей с дизартрическим компонентом улучшаются показатели двигательной сферы, осанки. Возрастают показатели двигательнойппамяти и фонематического слуха. Приведём несколько примеров упражнений для формирования двигательного изображения букв. “Боксер” - сжать пальцы в кулак и кулакомовырисовывай букву за буквой, “Голубь” - кисти рук скрестить, взмахами ладоней “рисовать” букву; «Пропляши букву» - по снегу, по песочку или просто по полу.

В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия как фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия, имаготерапия.

Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений.

Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях c целью:

• восстановления умственной и физической работоспособности;

• устранения усталости, вялости, астенического синдрома;

• профилактики нарушений мозгового кровообращения;

• устранения бессонницы, нервозности;

• профилактики и устранения расстройств памяти;

• восстановления мышечного тонуса.

Ароматерапия – воздействие на организм человека запахов.

Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.

• Аромат лаванды и розмарина — действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.

• Запах лимона и эвкалипта — возбуждает нервную систему и повышает работоспособность.

• Эфирное масло чабреца — успокаивает.

• Мята — снимает головную боль и тошноту.

• Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы — обеспечивает снотворный эффект.

• Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта — тонизирует.

• Запах вербены — успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей.

• Запах настойки ивы — приводит в состояние равновесия нервную систему.

• Запах настойки остролиста — уменьшает злобность, агрессивность.

Музыкотерапия — это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:

• замедляют пульс;

увеличивают силу сердечных сокращений;

• способствуют расширению сосудов;

• нормализуют артериальное давление;

• стимулируют пищеварение;

• улучшают аппетит;

• облегчает установление контакта между людьми;

• повышают тонус коры головного мозга;

• улучшает обмен веществ;

• стимулируют дыхание и кровообращение;

• усиливают внимание.

Самый большой эффект от музыки — профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. (В Библии рассказывается о том, что игра на арфе уберегла от приступов безумия царя Саула.)

Хромотерапия — терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:

- вегетативной нервной системы;

- эндокринных желез.

Синий цвет:

- оказывает успокаивающее воздействие;

- расслабляет;

- снимает спазмы;

- уменьшает головные боли;

- понижает аппетит;

стимулирует умственную деятельность.

Голубой цвет:

• оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.

Фиолетовый цвет:

• угнетает психические и физиологические процессы;

• снижает настроение.

Красный цвет:

• активизирует;

• повышает физическую работоспособность;

• вызывает ощущение теплоты;

• стимулирует психические процессы.

Зеленый цвет:

• успокаивает;

• создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг, зеленовато-голубую воду);

• повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение.

Розовый цвет:

• тонизирующее воздействие.

Желтый цвет:

• вызывает чувство покоя;

• нейтрализует негативные действия.

Литотерапия — терапевтическое воздействие камней (минералов) на

организм человека.

Современная фармакология использует для приготовления различных

лекарств более 50 различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.

• Авантюрин — уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.

• Аквамарин — снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.

• Александрит — успокаивает, способствует открытости, общению.

• Алмаз — улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.

• Аметист — снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.

• Бирюза — уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.

• Жемчуг — укрепляет память, приносит покой и умиротворение.

• Изумруд — устраняет аффекты.

• Кораллы — укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.

• Малахит — стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких.

• Опал — усиливает чувство интуиции.

• Сапфир — помогает при лечении диабета, нарушений костной системы, избавляет от бессонницы.

• Сердолик — укрепляет зубы, стимулирует речь.

Имаготерапия—театрализация психотерапевтического процесса (образ). В основе лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.

Куклотерапия — один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).

Используется при:

• нарушениях поведения;

• страхах;

• нарушении коммуникативной сферы.

Образно-ролевая драмтерапия — реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.

Психодрама — дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога.

Либропсихотерапия — лечебное чтение, библиотерапия — лечение через специально подобранные произведения.

Сказкотерапия — психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.

Внедрение в практику логопедических групп нетрадиционных методов коррекционной педагогики позволяет достигнуть высокого качества коррекционно – развивающего процесса и сделать его более эффективным.

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение нетрадиционных методов народной педагогики в работе с детьми-логопатами.
Опубликовано: 3 февраля 2013 в 01:05
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение нетрадиционных методов народной педагогики в работе с детьми-логопатами.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кондобарова (УИ 65295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД