Наталия Жиркова
Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду.
Выполнила: воспитатель Жиркова Н. Н.
Здоровье – величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения).
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет ряд преимущественных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями. Среди них – следующие:
Задачи:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
4) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни и др.
К тому же многолетний анализ состояния здоровья российских детей свидетельствует о его ухудшении, что послужило основанием для выбора приоритетных направлений государственной политики в области образования; к ним относятся:
• охрана и укрепление здоровья;
• формирование у детей здорового образа жизни.
Обратимся к понятию «здорвьесберегающих технологий».
«Здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
К принципам здоровьесберегающей педагогики мы относим:
- принцип «не навреди», являющийся первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, с учетом их безопасности для здоровья и развития каждого ребенка;
- принцип оздоровительной направленности – направленность на то, чтобы задачу сохранения здоровья имели не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду;
- принцип интеграции – направленность на тесную связь между видами деятельности детей (двигательная, игровая, познавательная, коммуникативная и пр.) и всеми субъектами здоровьесохранения (все педагоги ДОУ, дети и родители). Проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного педагога, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательной организации на длительный срок.
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
3. Коррекционные технологии.
1. Технологии сохранения и стимулирования
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
Гимнастика пальчиковая
Гимнастика для глаз
Гимнастика дыхательная
Динамическая гимнастика
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
• Физкультурные занятия
• Точечный массаж
• Занятия в бассейне
• Проблемно – игровые и коммуникативные игры
3. Коррекционные технологии
• Сказкотерапия
• Песочная терапия
• Арт – терапия
• Су-Джок терапия
• Музыкотерапия
Наиболее подробно рассмотрим Здоровьесберегающие технологии, которые, на мой взгляд, не так часто применяют в работе воспитателя.
I. Игровой Стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного занятия, индивидуальной работы с детьми. Упражнения выполняются в медленном, а значит, безопасном ритме. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз.
Упражнение 1. «Деревце».
И. п. Пятки вместе, носки разведены, руки опущены вдоль тела.
1) Поднять прямые руки над головой – вдох.
2) Опустить руки, расслабиться – выдох.
Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,
Но зимние метели в меха его одели
II. Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Таким образом, основным содержанием фототерапии является создание и восприятие ребёнком фотографических образов, дополняя их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, элементы сценического представления и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания.
III.Камнетерапия.
Одним из эффективных методов является использование арт-терапии – это камнетерапия, которую можно реализовать в условиях группы. Приёмы камнетерапии можно широко использовать в психологическом сопровождении эмоциональных и поведенческих расстройств у детей. Индивидуальное сопровождение ребёнка с повышенной двигательной активностью, с нарушением поведенческой деятельности. Игры с камушками можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в коммуникативных навыках; в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности; замкнутости; тревожности. Перебирая камешки в руках, ребята становятся более спокойными, уравновешенными.
IV. Смехотерапия.
Практика использования методов смехотерапии в детском саду показывает ее эффективность, у детей снижается тревожность, агрессивность появляется чувство безопасности, принятие себя и окружающих.
Упражнения по смехотерапии
«Здороваться»- Когда вы здороваетесь с человеком (взять за руку, важно смотреть в глаза, ничего не говорить, а просто начать смеяться.
«Здороваться двумя руками» - Вы здоровались 1 рукой, теперь берете другую руку, начинаете вот так трясти руками и при этом активно смеяться. Не стесняйтесь повернуться к соседу.
«Здороваться разными частями тела» - Здороваться можно не только руками, но и разными частями тела, например носами, локтями, коленками и т. д.
Таким образом, система физкультурно-оздоровительной работы, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.