Папки-передвижки

Применение здоровьесберегающих технологий

Анна Галькович
Применение здоровьесберегающих технологий

Применение здоровьесберегающих технологий

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как она определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

Детский возраст является благоприятным периодом для формирования правильных привычек и любви к здоровому образу жизни, которые приведут к положительным результатам. Значение ранних периодов детства для воспитания здорового ребенка и развития личности трудно переоценить.

Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, которые находятся под их опекой. Это касается также и детского здоровья, и не помогать им сохранить здоровье – было бы проявлением бездушия, кощунства и непрофессионализма.

Особенно актуальны вопросы повышения эффективности работы по здоровьесбережению детей. Одним из таких путей может быть комплексная работа педагогов дошкольных учреждений и родителей, с применением здоровьесберегающих технологий. Создано много различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать. Это физкультурно-оздоровительные и медико-профилактические технологии здоровьесбережения, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, валеологического просвещения родителей, здоровьеобогащения и здоровьесбережения педагогов дошкольного образования. Эти технологии направлены в первую очередь на воспитание детей как здоровых физически так и психологически здоровых, а также на осознанное отношение ребенка к здоровью и здоровому образу жизни, знаний о здоровье и умений сберечь его, валеологической компетентности, которая поможет ребенку в будущем самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Работа в этом направлении следует начать с валеологического просвещения родителей. Это могут быть: выступления на родительских собраниях, дни открытых дверей, информация на стендах, консультации, презентации, буклеты, памятки.

Рассмотрим виды здоровьесберегающих технологий. Начнем с медико-профилактических методов, а это: здоровьесберегающая среда, рациональный режим дня. Физкультурно-оздоровительные технологии: гимнастика, закаливание, спортивные игры, двигательный режим, дыхательная гимнастика. Социально-психологические технологии: музыкотерапия, сказкотерапия.

Создавая здоровьесберегающую среду, учитываются все пространственные объемы для активной двигательной деятельности ребенка. В режим дня вводится посещение спортивных залов с проведением подвижных спортивных игр, занятия на тренажерах, игры с модулями. Дома создаются места для физкультурных уголков, игровых, зон экспериментальной деятельности. Небольшие помещения используются для занятий с нестандартным физкультурным оборудованием, для игр и упражнений малой двигательной активности. Каждая семья решает задачу создания здоровьесберегающего пространства, опираясь на свои материально-технические условия, осуществляет выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ребенка.

Рациональный режим дня. Правильный режим дня ребенка – основа здоровья и успеваемости. С приходом в нашу жизнь современных технологий, все чаще отмечается недостаточность пребывания детей на свежем воздухе, уменьшение продолжительности сна, низкая активная деятельность, а это все может привести к различным нарушениям в состоянии психического и физического здоровья. Поэтому с раннего детства необходимо придерживаться режима дня и придерживаться его выполнения в дальнейшем. При его составлении важно учитывать не только время, отведенное на просмотр телевизора и игр за компьютером, но и длительность сна и бодрствования, время пребывания на свежем воздухе, интервалы между приемами пищи, смена видов деятельности.

Во время ночного сна происходит полное восстановление всех функций детского организма. Также полноценный ночной сон важен для детей потому, что в этот период происходит переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Потребность ребенка во сне зависит от особенности нервной системы, от состояния здоровья и от возраста. Продолжительность ночного сна составляет от десяти до одиннадцати часов. Уменьшение продолжительности сна на два-четыре часа оказывает отрицательное влияние на функциональное состояние клеток коры головного мозга. Вследствие этого отмечается нарушение памяти, нервозность, быстрая утомляемость, неспособность усваивать в полной мере учебный материал. Помимо ночного сна, дети должны спать и в дневное время, не менее двух-трех часов. Положительную сторону оказывает проветривание помещения перед сном, а постепенное приучить спать с открытой форточкой и летом, и зимой дает только положительные результаты. Это и своего рода закаливание, и свежий воздух благотворно влияет на вентиляцию клеток головного мозга. Об этих, казалось бы всем известных вещах, не будет лишним напомнить родителям воспитанников.

Гимнастика. Упражнения на развитие общей моторики благотворно действует на весь организм, оказывают оздоровительное влияние, заряжают энергией на весь день, бодрят, дарят силу, здоровье, улучшает настроение. Обычно дети охотно занимаются гимнастикой, с большим желанием, но тут главное – не навредить, важно контролировать интенсивность нагрузки с учетом физического развития и возраста дошкольника. Также необходимо время от времени вносить новые упражнения, чтобы сделать занятие разнообразным. Несомненно, лучше проводить занятия на улице, на свежем воздухе, но если это невозможно, то перед проведением занятия помещение, в котором будет проводиться работа над общей моторикой, необходимо проветрить, температура помещения должна быть около шестнадцати градусов. Для упражнений, которые дети делают в положении лежа или сидя, необходимо иметь гимнастический коврик. Одежда должна быть удобной, не стеснять движений, обувь тоже должна быть удобной, хотя можно проводить гимнастику и босиком.

Занятия на общее укрепление моторики рекомендуется совмещать с закаливающими процедурами, с воздушными ваннамиВо время занятий можно использовать готовый комплекс упражнений, также можно составить его самостоятельно. В заключение комплекса добавляются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Закаливание.

"Закалайся, если хочешь быть здоров"
Этот девиз не теряет своей актуальности и в наше время. Ни для кого не секрет, что закаленные дети менее восприимчивы к различным заболеваниям.
«Закаливание значительно увеличивает энергетические возможности нашего организма и уже поэтому достойно глубокого уважения и внимания к нему»
Закаливание, будь это хождение босиком или регулярные воздушные ванны, будь это обливание из ведра или моржевание – суть одна: следствием будет значительное увеличение энергетических возможностей организма в противостоянии всему, что может разрушить здоровье человека. Точнее говоря, дремлющие в организме на молекулярном уровне резервы громадных потаенных сил, своего рода ключи к вызволению которых скрыты в холодовом ударе – в закаливании.

Закаливание полезно как для детей, так и для взрослых. Но особенно положительно влияет закаливание на детей. Закаленный организм дошкольника легче адаптируется в неблагоприятных условиях, повышается иммунитет, устойчивость к гипоксии, нормализуется состояние нервной системы и ее укрепление. Улучшается настроение, работоспособность, повышается выносливость.

Применение закаливания предполагает ряд правил и принципов. Процедуры, воздействующие на организм должны начинаться в теплое время года. Воздействие на организм должно быть постепенным, с предварительной подготовкой. Строгая дозировка и постепенное усиление раздражения дает наилучшие результаты. На начальных этапах следует проводить воздушные ванны, затем идет переход к солнечным и водным ваннам. Соблюдение систематичности приводит к ответной реакции организма, она не только ускоряется, но и совершенствуется.

Помимо традиционных способов закаливания существуют специальные методы, такие как полоскание горла, что является эффективным методом для закаливания носоглотки, предупреждения ангин, разрастания аденоидов и миндалин. Для полоскания используют полстакана воды, с температурой от двадцати градусов и выше, с последующим понижением температуры в неделю на один-два градуса, постепенно доводя ее до комнатной.

Еще один способ закаливания – аппликации водой – детям похлопывают влажными ладонями рук спину и грудь, а потом не обтирая, выполняют музыкально-ритмические движения или упражнения под музыку. Это тонизирует мышцы, придает бодрость, увеличивает выносливость, работоспособность, заряжает энергией.

Очень нравится детям специальное контрастное воздушное закаливание. Смысл этой процедуры заключается в том, что создается пульсирующий микроклимат, который создается за счет перемещения детей из теплого помещения в холодное и наоборот. Игры «Перелет птиц», «Поезд», «Самолеты», «Сороконожка» и т. д. Дети перемещаются из одной комнаты в другую раз пять-шесть, с периодичностью в минуту. Проводится эта процедура под ритмичную музыку, положительно влияющая на эмоциональный тонус детей. Дети, перенесшие недавно ОРЗ, в первую неделю проводят данное закаливание в половинном объеме в майках и в носочках.

Следующим методом закаливания является хождение босиком, улучшающего деятельность верхних дыхательных путей, путем воздействия точечного и термического массажа стоп. Начинать процедуру надо летом, во время жарких, солнечных дней по чистому гравию или траве, песку, гальке. Увеличивая время с двух-трех минут до десяти-двенадцати. Ходить босиком разрешается при температуре воздуха не менее двадцати двух градусов. При этом дети начинают ходить босиком и в помещении, для начала в носках, затем пред сном они доходят до своих кроваток по полу босиком, постепенно увеличивая время и доводя его до продолжительности полного физкультурно-оздоровительного часа.

Еще одна инновационная технология закаливания – воздушный душ. Такая процедура вырабатывает устойчивость к сквознякам. Душ-воздух имеет комнатную температуру, а сквозняк несет воздух пониженной температуры. Проводится он с использованием вентиляторов во время физкультурных занятий или игрового часа. Главное требование – дети не должны находиться под воздушной струей постоянно, а должны попадать под нее на короткие промежутки времени. Это достигается с помощью активного перемещения детей по комнате и только во время активных игровых действий или во время эстафет. Ходьба по тактильным дорожкам в сочетании с прохладной водой является профилактикой плоскостопия.

Музыкотерапия. Она способствует коррекции психофизического развития дошкольников, снимает напряжение, утомление, повышает тонус, корректирует отклонения в личностном развитии ребенка. Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной музыки восстанавливает дыхание, снимает раздражительность, головную и мышечную боль. Правильно подобранная музыка способствует общему оздоровлению, поднятию настроения, улучшению самочувствия, повышению работоспособности. Известно, что музыка воздействует через три основных фактора: физиологический, психический и вибрационный. Звуковые вибрации могут воздействовать на дыхательную, сердечно-сосудистую и двигательную функции, а также являются стимуляторами обменных процессов организма на уровне клетки.

Достоинством музыкотерапии является абсолютная безвредность, она легка в применении. С применением музыкотерапии уменьшается применение других, более нагрузочных лечебных методик. Можно предложить следующий список музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии.

Музыка для свободной деятельности: А. Вивальди «Времена года»; Д. Кабалевский «Клоуны», «Петя и волк»; В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»; М. Мусоргский «Картинки с выставки»; П. И. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета). Детские песни: «Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский);«Бу-ра-ти-но» (Ю. Энтин, А. Рыбников); «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский);

«Веселые путешественники» (С Михалков, М. Старокадомский); «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский); «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М. Пляцковский, Б. Савельев) «Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков); «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).

Музыка для пробуждения после дневного сна: Л. Боккерини «Менуэт»; Э. Григ «Утро»; П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»; Ф. Мендельсон «Песня без слов»; В. А. Моцарт «Сонаты»; М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; К. Сен-Санс «Аквариум». Музыка для релаксации: Т. Альбиони «Адажио»; Л. Бетховен «Лунная соната»; К. Глюк «Мелодия»; Э. Григ «Песня Сольвейг»; К. Дебюсси «Лунный свет»; Н. Римский-Корсаков «Море»; К. Сен-Санс «Лебедь»; П. И. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс».

Сказкотерапия. Сказкотерапия – это еще одна здоровьесберегающая технология, которую могут использовать родители. По сути это лечение сказкой. Воспитание детей сказкой используется из покон веков. Возможности сказки огромны. Правильно подобранная сказка способна решать многие проблемы детей: побороть страх, развить волю, побороть внутренние переживания смелость, распрощаться с капризами. С помощью сказки ребенок может сам «прожить» ситуацию главного героя. Поставить себя в их ситуацию, отождествляя себя с ним. Ребенку всегда проще передать формы поведения и умение ориентироваться в различных сложных ситуациях в игровой форме.

Сказка учит, но никогда не ругает, в сказке всегда добро побеждает зло. Это помогает замкнутым детям раскрыться, агрессивного заставит задуматься о поведении. Сказки можно просто рассказывать или слушать их в записи, придумывать свои. Хорошо при этом использовать пальчиковый театр, различные игрушки, кукольный театр, сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Через сказки дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из нелегких ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Сказкотерапия – это процесс улучшения внутренней природы ребенка и окружающего мира. При этой терапии может произойти на первый взгляд нереальное, а может и материализоваться мечта.

Публикации по теме:

Доклад на региональную научно-практическую конференцию Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ» .

Конспект занятия «Потерянные вещи» с использованием технологий ИКТ, здоровьесберегающих технологий По мотивам произведений К. И. Чуковского. Коррекционно- образовательные задачи: 1. Закреплять знания детей о произведениях К. И. Чуковского.

Методические рекомендации «Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на занятиях с дошкольниками» Здоровьесберегающие образовательные технологии это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, ИКТ и здоровьесберегающих технологий Принципы здоровьесбережения: - Не навреди! - Принцип триединого представления о здоровье. - Непрерывность и преемственность. - Соответствие.

Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками Без преувеличения каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым и успешным, но многие семьи с детьми дошкольного возраста.

Применение здоровьесберегающих технологий. Массажные коврики для стоп «Дорожка здоровья»Применение здоровьесберегающих технологий. Массажные коврики для стоп «Дорожка здоровья» Всем давно известно, что босохождение благоприятно действует на организм не только ребенка, но и взрослого. А как часто в современном мире.

Применение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаваниюПрименение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаванию Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. Неоспоримо, что основная задача Дошкольного образования - подготовить.

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Разработала учитель-логопед Шакирова Полина Николаевна Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном.

Применение здоровьесберегающих технологий в старшей группе. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 Пушкинского района Санкт-Петербурга Применение здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 25 сентября 2016 в 09:03
+175Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 88.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД