МААМ-картинки

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Елена Васюнова
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Педагогический проект во II группе раннего возраста

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Тип проекта :

По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.

• По времени проведения - долгосрочный (сентябрь-май).

Участники проекта : дети второй группы раннего возраста, родители воспитанников, воспитатель, музыкальный руководитель.

Актуальность:

Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.

Проблема:

В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.

Цель:

Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.

Задачи:

• Познакомить детей с устным народным творчеством, русским народным бытом и костюмом, с русской народной игрушкой, с музыкальными инструментами, с народными играми, танцами.

• Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной жизни; воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою страну — Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу.

• Развивать познавательную активность детей, любознательность, эстетические способности и духовный потенциал.

Продукт проекта : Мини-музей в русском народном стиле «Русская изба». Лэпбук «Фольклор для малышей» (потешки, колыбельные песни, загадки, пальчиковые игры, прибаутки, сказки). Создание фотоальбома. Презентация проекта. Папки-раскладки и консультации для родителей по данной теме; творческие работы детей.

Формы реализации проекта : непосредственно-образовательная деятельность, чтение русских народных сказок, разучивание потешек, беседы, подвижные и хороводные игры, игры-забавы, прослушивание и пение народных напевов и наигрышей, колыбельных, игра на шумовых народных инструментах, рассматривание иллюстраций, наглядно-дидактического материала, фольклорные развлечения.

Прогнозируемый результат: дети называют любимые сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют сказки и отрывки, рассказывают потешки, отгадывают загадки, поют русские народные и колыбельные песни, играют на шумовых инструментах, исполняют хороводы и народные танцы, эмоционально отзывчивы, играют в народные подвижные игры, занимаются творчеством, знают назначение предметов домашней утвари и домашнего обихода.

Работа с родителями:

- Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.

- Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра : на ложках, пальчиковый, БИ-БА-БО; изготовление масок, народных костюмов

- Участие родителей в пополнении экспонатов для мини-музея: «Русская изба».

- Оформление папки-передвижки по «Музыкальному фольклору»

- Мастер-класс: «Из старины глубокой»

- Развлечение: «Поможем котику отыскать маму»

- Итоговое мероприятие. Фольклорный праздник: «Как у наших у ворот»

- Анкета: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

- Акция: «Подари ребенку книгу»

- Выставки: «От скуки на все руки», «Светит солнышко в окошко»

- Фотоальбом: «Возращение к истокам»

- Видеосюжеты родителей: «Калейдоскоп наших игр»

I этап. Подготовительный

1. Анализ состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора.

2. Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей.

3. Изучение программно-методического обеспечения.

4. Обмен опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.

5. Анкета для родителей.

6. Организация предметно-развивающей среды в группе: Оформление лэпбука по теме «Фольклор для малышей»; Оформление мини-музея в русском народном стиле «Русская изба»; Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных, русскими народными инструментами.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 20 марта 2023 в 16:22
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД