Конспект по приобщению детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой «Матрешка»

Полина Струнова
Конспект по приобщению детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой «Матрешка»

Цель проекта:

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой. Воспитывать у детей чувство любви к русским народным игрушкам.

Задачи проекта:

• развивать интерес у детей к истории возникновения народной игрушки • формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной игрушке; • формировать умения изготавливать игрушки своими руками; • воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа. • приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.

Описание проекта:

Проект «Матрёшка — любимая народная игрушка»

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Паспорт проекта.

Вид проекта:

информационно – творческий.

Продолжительность:

краткосрочный,

Дни образования, март 2016г.

Участники:

дети среднего возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Место проведения:

МБДОУ детский сад №24 комбинированного вида

Дата

: Дни образования, март 2016г.

Гипотеза проекта:

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем прведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Цель проекта.

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Задачи:

·

развивать интерес у детей к истории возникновения народной игрушки

·

формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной игрушке;

·

формировать умения изготавливать игрушки своими руками;

·

воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа.

·

приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.

Актуальность проекта.

Как повысить интерес к народно- прикладному искусству; какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей;

как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей; как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами. Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.

Актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры. Наш проект позволит зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи, привить уважение к истории России, пополнить музей русской избы игрушками.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный.

2. Формирование проекта.

3. Систематизация информации.

4. Практическая деятельность.

5. Итоговый.

Реализация проекта.

1. Подготовительный этап.

Чтение и изучение литературы о русской народной игрушке.

Подбор иллюстраций, альбомов, раскрасок, трафаретов о матрешках.

Создание библиотечки о народных игрушках. (Работа с родителями) .

Подбор загадок, стихов, потешек о русской народной игрушке.

Подбор открыток о русской народной игрушке.

Подбор разрезных игр, демонстрационного материала, дидактических игр о матрёшках.

Изготовление дидактических игр, подбор пазлов о матрешках.

2 этап. Формирование проекта.

3 этап. Систематизация информации.

4 этап. Практическая деятельность

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Матрешка — любимая народная игрушка»

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим

«

У Матрешки день рожденья»

Знакомство с народной игрушкой – матрешкой.

Изучения свойств дерева. Дидактическая игра: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь».

Заучивание стихотворения Некрасовой «Веселые матрешки». Дидактическая игра: «Разложи и собери матрешек вместе». Заучивание стихов, загадок о народных промыслах. (Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрешки»)

Ситуативная беседа

:

«

Что мы знаем о Матрешке», «Где живут матрешки

«Ты любишь играть с матрешками

«За что ты любишь матрешку

«У тебя есть Матрешка и как ты с ней играешь?»

ФЭМП

«Веселые Матрешки»

Речевое развитие

Заучивание

стихотворения Некрасовой «Веселые матрешки»

Творческое рассказывание детей по темам:

·

«Матрешка»

Рассматривание иллюстраций о Матрешках, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.

Словесные игры:

«Опиши словами Матрешку»,

«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Матрешки разные большие и маленькие», «Подбери фартучек Матрешке».

Чтение художественной литературы:

·

Пословицы, поговорки, загадки о Матрешке

·

Чтение стихотворения И. Черницкой «Матрешки»

Социально – коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин Матрешек»

Дидактические игры

: «Один – много», «Будь внимательным», «Матрешки разные большие и маленькие», «Подбери фартучек

Игры – драматизации:

«Нарядимся в Матрешки»

Игра – инсценировка «У матрешки новоселье»

Настольно – печатные игры:

Пазлы, «Собери Матрешку из частей»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

«Украсим сарафан Матрешки цветами»

Рисование:

·

«Платочки для Матрешки»

·

Веселый хоровод матрешек»

·

Лепка

·

«Матрешка»

Конструирование

«Домик для Матрешки», «Ворота для Матрешек», мебель для Матрешек»

Самостоятельная художественная деятельность:

Декоративное рисование по украшению сарафанов, роспись силуэтов матрешки простейшими узорами.

Музыка

:

Музыкально – дидактическая игра «Веселые подружки»

• Имитационные движения

• Игра на внимание и слуховое восприятие «Сделай то, что я скажу»

• Пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрешки»

• Танец с платочками.

Развлечения:

«День рождение матрешки»

·

·

Физическое развитие

Физическое развитие:

НОД «Матрешка в гостях у ребят»

Подвижные игры «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке»,

Речь с движением «Матрешка, где ты?»

Работа с родителями

Создание фольклорного мини – коллекции «Русская матрешка» для Русской избы

Консультация на тему «Развивающие игры с матрешкой»

Анкетирование родителей по приобщению детей к истокам народного творчества.

Организация по формированию библиотечки потешек и скороговорок

Участие в оформлении выставки «Русская игрушка – Матрешка»

Участие в развлечении «День рождение Матрешки»

5 этап. Итоговый.

Развлечение «День рождение Матрешки»

Творческая выставка детских работ «Матрешки»

Выставка игрушек Матрешек «Матрешка –русская игрушка»

Подведение итогов работы.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА: Этот проект значим для всех его участников:

Дети:

получение новых знаний, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности, привитие любви к народному творчеству.

Педагоги:

продолжение освоения метода проектирования – метод организации детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители:

получение новых знаний, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применение полученных знаний, чтение и игры совместно с ребенком.

Конспект открытого мероприятия по непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему:

«Знакомство с матрёшкой»

(средняя группа)

Воспитатель Струнова П. Ю.

Задачи:

Познакомить детей с русской народной игрушкой «матрёшка». Способствовать развитию мышления и восприятия.

Активизировать и обогащать описательную речь.

Воспитывать у детей чувство любви к русским народным игрушкам.

Материал:

Большая 2х местная матрёшка, набор одинарных матрёшек одинакового размера по количеству детей, магнитофон, запись музыки «Большой хоровод».

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций: «Одежда», «Русские игрушки»; разучивание хороводной игры «Мы матрёшки».

Ход НОД:

Воспитатель:

Ребятки, давайте поводим хоровод.

(с детьми проводится хороводная игра «Мы матрёшки», после игры раздаётся стук)

Воспитатель:

Кто там стучится?» Из-за двери достаётся матрёшка.

Посмотрите, кто к нам пришёл. Это матрёшка»

Матрешка: Это я матрёшка. Я пришла к вам в гости с детьми поиграть и себя показать.

-

Дети вы хотите поиграть с матрёшкой? Садитесь на стульчики (Воспитатель садится за столом напротив детей)

-Посмотрите, какая красавица к нам пришла расписная, русская игрушка. Её зовут Матрёша.

Давайте с ней поздороваемся. Здравствуй Матрёша. (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа).

Посмотрите внимательно на Матрёшу. Что одето у неё на голове? (Платочек)

Что одето у Матрёши на туловище?

(Сарафан)

А впереди Матрёшка подвязала фартук.

Что нарисовано на фартуке? (Цветы)

(На все вопросы индивидуальные ответы детей. Помочь ответить каждому ребёнку. И обобщённый хоровой ответ).

Посмотрите, какая наша Матрёша красавица.

На лице у неё (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ) глазки.

Чёрные глазки.

Брови – чёрные брови.

Губки – алые губки.

Цветной сарафан и расписной фартук с цветами.

Полюбовавшись матрёшкой, взрослый берёт её в руки и удивлённо говорит «Что-то наша Матрёша тяжелая, может быть, у неё внутри что-нибудь есть? (Трясёт матрёшку).

Давайте посмотрим, что там гремит? (Пробует открыть матрёшку, а она не открывается).

Нужно попросить нашу матрёшку открыться.

Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!»

(Воспитатель просит повторить просьбу, для матрёшки, детей.)

Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней ещё одну, взрослый удивляется: «Ой, здесь ещё одна матрёшка

(Он ставит матрёшек рядом и обращает внимание детей на то, что одна матрёшка большая, а другая маленькая. Воспитатель вместе с детьми любуется матрёшками)

«Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как подружки». Обращая внимание детей на сходство матрёшек (лица, наряды, взрослый подчёркивает и их различие по размеру: «Вот самая большая матрёшка – её зовут Матрёна, а вот матрёшка маленькая – её подружка». При сравнении матрёшек стимулировать детей к договариванию ваших фраз или к прямым ответам.

Воспитатель:

«Матрёшки мне сказали, что они принесли нам в подарочек красивый платочек и приглашают нас потанцевать с матрешками и платочком. Давайте потанцуем с нашими матрёшками под музыку.

(Дети выполняют игровые действия с матрёшками под музыку)

Воспитатель:

Как мы хорошо потанцевали и поиграли. Мне и Матрёше очень понравилось. Она ещё придёт к нам в гости и будет с нами играть. Скажем ей до свидания.

Дети прощаются с матрёшкой.

Конспект занятия по познанию

(средняя группа)

Тема:

У Матрешки – день рождения.

Цель:

Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке.

Формировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Учить выделять некоторые знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, кофта, платок, фартук, видеть их красоту. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной.

Материалы и оборудование к занятию:

Сергиево-Посадские матрешки, платочек, бумажные силуэты матрешек с не раскрашенными фартуками, корзинка.

Предшествующая работа:

рассмотреть русский народный костюм.

Словарная работа:

разноцветная, радостная, грустная, расписная.

Ход занятия

Звучит русская народная песня. Воспитатель одета в русский народный костюм. В руках у воспитателя шкатулка. Педагог начинает занятие:

- Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала

Принесла корзинку вам.

В ней игрушки непростые

А волшебно-расписные.

Вынимает матрешек из корзинки, выставляет их на стол, приговаривая:

- Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе они живут,

Всех матрешками зовут.

Воспитатель предлагает рассмотреть матрешек, подержать, описать их, помогая вопросами:

- Как называется эта игрушка?

- Нравится ли она вам? Чем?

Предложить детям придумать имена матрешкам (самая большая - Матрешка, маленькая – Матрешка).

- Как можно играть матрешками (разбирать и собирать).

- Как одеты матрешки? (В красиво украшенные сарафаны, блузки, платки и фартуки)

Матрешки веселые и нарядные, сарафаны, платочки и кофточки у них разноцветные, праздничные, а на фартуках у них узоры.

Ребята, а еще у меня в шкатулке поздравительная открытка. Как вы думаете для чего она?

Правильно, эта открытка для поздравления. У самой большой матрешки сегодня день рождения давайте поздравим её.

(Матрешка, мы с ребятами поздравляем тебя с днем рождения, и желаем оставаться всегда такой же красивой.

Ребята, когда у вас день рождения мы водим всегда каравай, давайте и Матрешке поводим каравай. (игра каравай)

Любой ребенок берет матрешку в руки и встает в центре круга. Матрешка хвалится:

Я люблю, конечно, всех,

А вот …. больше всех.

-Каравай поводили, пора матрешке дарить подарки. Давайте подарим ей подружек. Чтобы она с ними в русской избе тоже водила хороводы.

(Воспитатель достает из шкатулки плоских матрешек.)

Ой, ребята, посмотрите, а матрешки так торопились на день рождения. Что забыли надеть свои красивые фартучки. Мы не можем таких матрешек подарить, что же делать?

- Давайте мы оденем матрешкам фартучки, красивые расписные, украсим их и только после этого подарим их нашей имениннице.

Дети, обращая внимание на деревянные матрешки, раскрашивают свои и дарят их матрешке.

(дети делают аппликацию, прикрепляют свои рисунки) Сделать веревочку на центральной стене с прищепками)

Далее воспитатель достает из корзины балалаечку, которую предлагает подарить матрешке.

Матрешка говорит нам спасибо за подарки. Ей очень понравились подружки и красивая балалаечка. Давайте поиграем с ней в игру «Ходит Ваня с балалаечкой»

Ребенок с балалаечкой в руках начинает игру.

На прощанье угощу я вас баранками да сушками.

(Дарит связку сушек и баранок дети уходят в группу)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ»

(средняя группа)

«Мы веселые матрешки»

Цель

Познакомить с самой популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании сарафана для матрешки.

Задачи:

познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешкой;

учить различать матрешек по размеру;

активизировать словарь;

закрепить навык рисования красками;

учить ориентироваться на листе бумаги;

закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок на всю поверхность бумаги;

развивать мелкую моторику пальцев рук;

Материал и оборудование:

выставка игрушек матрешек;

плотный картон белого цвета;

вырезанные трафареты матрешек;

кисти;

гуашь.

Ход занятия

В группу входит бабушка Арина, которая интересуется, какими игрушками сейчас играют ребята. (Ответы детей) «Бабушка» принесла свою любимую игрушку. Какую? Надо отгадать загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская… (матрешка).

Дети угадывают, а «бабушка» открывает свой ларчик с матрешками и, пока раскрывает каждую, декламирует стихотворение:

Много кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрешками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притертую –

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая, куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней живет шестая.

А в шестой – седьмая…

Кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят…

Фигурка матрешки вырезана из дерева. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок (сколько пальчиков на ладошках). Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки расписывают. У каждой матрешки на голове платочек, под который убраны волосы, одежда яркая, красочная. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.

Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать!

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки, невелички.

Как пойдет плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

Они и детей приглашают поплясать с собой.

Физкультурная минутка «Матрешки».

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки.

Хлопки перед собой.

На ногах сапожки,

Топают матрешки.

Руки на пояс, поочередно то правую ногу выставит вперед на пятку, то левую.

Влево, вправо наклонились,

Наклоны влево – вправо.

Всем знакомым поклонились.

Наклоны головы влево – вправо.

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры.

Повороты туловища направо – налево, руки к плечам.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки.

Хлопки в ладоши перед собой.

Воспитатель предлагает детям сделать подарок для «бабушки» - нарисовать матрешек. Детям предлагаются чистые листы белого картона с нарисованными контурами матрешек, на которые впоследствии будут наложены вырезанные трафареты матрешек. Задача: нарисовать платок и сарафан матрешки необычным способом – тычком.

Дети опускают в гуашь тычки и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. (Кисточка «танцует» также как и веселая матрешка) При работе кисть в воду не опускается. На нарисованный детьми фон накладывается готовый с вырезным фартуком и платком трафарет матрешки.

Получились веселые красивые матрешки, благодаря которым у «бабушки» всегда будет хорошее настроение. «Бабушка» благодарит детей за подарки.

Мероприятия в рамках проекта:

Охват проекта:

Группа детей в кол-ве 22 человек,аудитория проекта-дети среднего возраста 4-5 лет, родители воспитанников.

Затраченные ресурсы:

Затраченные временные ресурсы 5 дней,финансовые ресурсы затрачены на укрепление материально-технической базы ДОУ и на реализацию проекта - 1300 руб.

Как повысить интерес к народно- прикладному искусству; какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей; как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей; как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами. Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям» «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет.

Познавательно-творческий проект «Ознакомление дошкольников с русской народной игрушкой — матрешкой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №51" Познавательно-творческий проект на.

Приобщение детей к русской народной культуре. Сценарий вечера развлечений «Посиделки у хозяюшки» для младших дошкольников Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество. Оборудование.

«Веселье лучше богатства». Приобщение детей к русской народной культуре (средняя группа)«Веселье лучше богатства». Приобщение детей к русской народной культуре (средняя группа) Цель:Продолжать приобщать детей к русской народной культуре. Воспитывать в детях гордость за достижения русского народа. Стремиться к тому,.

Приобщение детей раннего возраста к русской народной культуре и национальному фольклоруПриобщение детей раннего возраста к русской народной культуре и национальному фольклору В рамках тематической недели "Приобщение к национальной культуре" для детей группы "Солнечные лучики" я провела много познавательных мероприятий. Мы.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта» «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта». В настоящее.

Родительское собрание «Приобщение детей к русской народной культуре через ознакомление с традиционными куклами и оберегами» Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с традиционными куклами и оберегами» Мастер-класс.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №25 «СВЕТЛЯЧОК» МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема : «Приобщение.

Тема самообразования «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» Тема самообразования на 2015-2016 учебный год «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» Воспитатель: Назарова.

Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников через приобщение к народной культуре в семье Тема выступления «Формирование духовно-нравственных представлений у детей дошкольников через приобщение к народной культуре в семье»Низкая.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект по приобщению детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой «Матрешка»
Опубликовано: 18 октября 2016 в 22:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для учителей «От конспекта урока к технологической карте»
От конспекта урока к технологической карте. Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное...
Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения»
Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и неоднородных...
Классный час в 4 классе «Поздравляем маму»
Ведущая: Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! Сегодня мы вновь встретились, чтобы отметить первый весенний праздник - праздник добра, света, жизни и любви!...
Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык»
"Ты наш друг, родной язык". Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор учащихся. ·...
Мое хобби. Чем я люблю заниматься в свободное время
Рукоделие не от безделия , а для души лечение! Мой девиз свободного времени, которого к сожалению очень , очень мало, но и все же очень люблю творить, мне...