Папки-передвижки

Приобщение детей к народному искусству: «Без частушек прожить можно, да чего — то не живут»

ирина мычкина
Приобщение детей к народному искусству: «Без частушек прожить можно, да чего — то не живут»

Приобщение детей к народному искусству.

«Знакомство с частушкой» (подготовительная группа).

Конспект предоставила воспитатель подготовительной группы

город Свободного МДОАУ д/с № 5

Мычкина Ирина Николаевна.

Тема: Без частушек прожить можно, да чего – то не живут».

Публикация «Приобщение детей к народному искусству: „Без частушек прожить можно, да чего — то не живут“» размещена в разделах

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, музыкально - художественная.

Цель: познакомить с характерными признаками частушек. Знакомить с плясовыми частушками и частушками, исполняемыми в разных регионах России. Воспитывать желание петь частушки и интерес к ним.

Активизация словаря: страдания, лирическая частушка, посиделки, припевка.

Организованная деятельность:

Ход:

Дети сидят на завалинке перед домом (декорации). Входит воспитатель в русском народном костюме (сарафане). Поет частушку.

Я пойду, да разойдуся

По зеленой по траве.

Заиграли гармонисты

Все волнуется во мне.

Воспитатель: Ребята, что я сейчас спела, песню или частушку?

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно с песней частушки не спутаешь. Частушки – это коротенькие плясовые песенки. В разных частях России народ называет их по разному: «припевками», «вертушками», «коротушками», то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось название этим плясовым песенкам – частушки.

Ребята давайте послушаем частушки, которые приготовили дети дома.

1 ребенок:

Эй, девчонки хохотушки

Запевайте – ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтоб порадовать гостей.

2 ребенок:

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире

Не одна иду плясать

Нас идет четыре.

3 ребенок:

Не хотела выходить.

Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

4 ребенок:

Если б не было воды

Не было б и кружки,

Если б не бело девчат

Кто бы пел частушки.

Воспитатель: Ребята! Действительно, где и кто поет частушки?

Дети: Частушки исполняются на посиделках, на гуляньях. Пела их в основном молодежь.

Воспитатель: Поэтому неудивительно, что главными героями частушек являются парень и девушка. Большинство частушек посвящено теме любви.

Выходит девочка в сарафане расшитом петухами. Поет.

У меня на сарафане

Петухи да петухи.

Когда вырасту большая –

Берегитесь, женихи.

Воспитатель: А еще в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни - над девушками, жители одной деревни – над жителями другой.

Как детсадовские ребята

Стали моде подражать

Надели белые рубашки,

Шеи грязные видать.

Ой, подруженьки, беда!

Ребят поела мошкара.

Только те осталися,

Что дустом посыпалися.

Воспитатель: Ребята, а о чем еще поется в частушках? Кто может спеть эти частушки?

Ответы детей.

Дети: Есть частушки шуточные, в них высмеивают нерадивых людей, есть частушки – страдания.

Воспитатель: много частушек сочиняется и в наши дни.

Девочка поет частушку.

Как у наших у мальчишек

Голова из трех частей

Карбюратор, вентилятор

И коробка запчастей!

Ребята, скажите, послушав эту частушку, что можно сказать.

Дети: Эта частушка про наших мальчиков. Потому что они любят играть с машинами и разными запчастями.

Воспитатель: Конечно, можно сказать, что частушкам много лет. Почему, как вы думаете? (ответы детей). В наше время все так же сочиняют, и пою частушки.

На прилавке магазина

Появилась колбаса.

Мы пришли и поглядели,

Стали дыбом волоса.

Мой братишка Ипполит

На горшке три дня сидит.

Говорит он нашей маме:

«Знаю все теперь о «Раме!»

Воспитатель: Ребята, какие это частушки? Они относятся к современным частушкам или нет?

Дети: да эти частушки современные. Потому что, в магазинах поднялись цены на все продукты, по телевизору показывают много реклам.

Воспитатель: Может из детей кто – то знает частушки.

Дети исполняют частушки (Молодцы)

Воспитатель: Больше всего встречается плясовых частушек. У таких частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало отличаются от обычных. Но в них чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточными, даже озорными.

Воспитатель:

Эй, топни нога,

Топни, правенькая!

Все равно плясать пойду,

Хоть и маленькая.

Дети вместе повторяют частушку по музыку. Выполняя танцевальные движения.

Воспитатель: ребята, что самое главное для пляски.

Дети: ритм.

Воспитатель: правильно, поэтому и в ладоши прихлопывают когда «русскую» пляшут.

Мальчик и девочка в русских народных костюмах исполняют.

Разойдись, народ,

Меня пляс берет,

Пойду, попляшу.

Себя людям покажу.

Гармонист устал,

Запинаться стал.

Дайте крынку молока,

Напоите игрока!

Воспитатель: Как можно охарактеризовать частушки. Какие они!

Дети: Шуточные, веселые, озорные. Показывают страдания.

Воспитатель: В разных местностях частушки поются на разный мотив. Есть частушки, которые называются «Семеновна»

(музыкальное прослушивание частушек)

Сорву я веточку, сорву зеленую;

Сыграй, гармонист, спою Семеновну.

Как Семеновна сидит на лесенке,

А про Семеновну поются песенки.

Воспитатель: Есть частушки, которые называются «Ярославские ребята». Их поют в Ярославской области.

А вот на Волги пою песенки – страдания.

«Страдать» - это значить любить.

Хорошо страдать весною

Под зеленою сосною.

Хорошо страдать у печке –

Ноги в тепленьком местечке.

Воспитатель: чем частушки страдания отличаются от плясовых?

Дети: отличаются ритмом. Страдания поются медленно, протяжно в отличии от плясовых, под них хочется, пустится в пляс.

Воспитатель: А какие передачи вы смотрите по телевизору, где пою частушки?

Дети: «Играй гармонь», «Семеновна», «Шутка за шуткой».

Воспитатель: Ребята у нас в гостях ансамбль «Девчушки – веселушки». Встречайте!

Мальчики в русских народных сарафанах.

1 ребенок: Пропоем мы вам частушки. Можно?

Воспитатель: Без сомнения.

2 ребенок: И мы такого мнения.

Частушки :

Разойдись народ

Меня пляска берет.

Пойду, попляшу, себя покажу.

Эй, топни нога, топни правенькая,

Все равно плясать пойду, хоть и маленькая.

Говорят я боевая,

Боевая ну и что ж

Моя мама боевая,

Ну, а я тогда в кого ж?

В кухне веник я нашел

И квартиру всю подмел.

Но осталось от него

Три соломинки всего.

Возле речки, возле быстрой

Всё фиалочки растут.

Без частушек прожить можно

Да чего – то не живут.

И ночь сыра, и трава в росе,

И спать пора, частушки все.

Воспитатель:

Ой, ребятушки, беда

Нам заканчивать пора.

Нету время на частушки,

На прогулку нам пора.

Дети по веселые частушки выходя из зала.

Публикации по теме:

Башня для человека-паукаБашня для человека-паука Подготовительная логопедическая группа «Вьюнки» город Белогорск Амурской области. Мдоау 12. Наша группа логопедическая. Работаем с детьми.

Выставка-конкурс «Символ 2015 года»Выставка-конкурс «Символ 2015 года» На кануне Нового года в группах общеразвивающей направленности МБОУ Сунская СОШ прошла выставка-конкурс "Символ 2015 года". Родителям вместе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к народному искусству: «Без частушек прожить можно, да чего — то не живут»
Опубликовано: 19 марта 2015 в 10:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД