Лучший педагог года

Приобщение детей к устному народному творчеству

Лариса Томинова
Приобщение детей к устному народному творчеству

Опыт работы

Россия родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру страны как своих собственных родителей. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

Духовный, творческий патриотизм надо развивать с раннего детства. Пробудить чувство любви к Родине через духовное самоопределение.

Публикация «Приобщение детей к устному народному творчеству» размещена в разделах

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев). Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старые слова, изречения, почти не используются потешки, пословицы, поговорки, которыми так богат русский язык. В нашей современной жизни, почти отсутствуют предметы народного быта, которые упоминаются в фольклорных произведениях. Педагоги и родители, считая, что некоторые слова, выражения непонятны детям, или сами не понимая их, не умея объяснить их детям, упускают важные смысловые оттенки, переделывают русские народные сказки на современный язык. Недооцениваются присказки, заклички, народные игры. Взрослые плохо знают их, поэтому не всегда используют к месту.

Попробуйте задать молодым родителям вопрос: знают ли они какую-нибудь русскую народную песню от начала до конца, вспомнят ли пословицы, дразнилки, считалки, назвать ряд русских народных сказок? Думаю, немногие быстро и утвердительно смогут ответить.

Опыт показывает, что медлить в работе с опорой на народные традиции и культуру в воспитании нельзя. Извечный вопрос: каким и кем будет ребенок? Важно каким, а потом кем, а это зависит от средств, методов, условий, плана воспитания наших детей.

«Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься», гласит народная мудрость. Несмотря на использование общепринятых форм работы с родителями, дающими положительный результат, я сделала вывод: зачастую наши дети остаются глухими к добру, сочувствию, сопереживанию, не могут проникнуться чужой радостью и болью, не видят красоты в окружающем, а главное, не умеют ценить и бережно хранить.

Народное творчество-источник чистый и вечный, как бы не выражал себя народ : в танце, песне, забавной игрушке. Это идет от души, а душа народная добра и красива. Поэтому в своей работе я решила опираться на народные традиции и творчество.

Я работаю в старшей группе. Это возраст когда дети становятся непоседливыми, подвижными, шумными. Их надо увлечь чем-то необычным, интересным. В нашем детском саду оборудован небольшой уголок в виде комнаты в русской избе. В ней размещены предметы, которые можно встретить в русских народных сказках (русская печь, коромысло, лапти, горшки, вышитые в народном стиле полотенца). Детей познакомили с устройством избы, расположением предметов быта, хозяйственной утварью, орудиями труда. После знакомства с избой, приходили туда читать сказки, рассказывать потешки. Когда появилась колыбель,выучили на музыкальном занятии колыбельную песню. Дети получили задание: попросить мам и бабушек научить их колыбельной песне дома, затем познакомить с ней детей в группе.

Жизнь детей тесным образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка свое видение мира. Взрослые мыслят словами, а маленькие дети вещами, предметами предметного мира -сказал К. И. Чуковский. Детям нравятся повторы слов в одном стихе.

Уж ты глазоньки зажми,

Угомон тебя возьми.

Угомон тебя возьми

Сам покрепче ты усни!

А тебе я коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

Любовь матери по-особому окрашивает все, что окружает ребенка. Колыбельная песня, по выражению А. Ветухова, воспроизводит «самые тонкие узоры душевного настроения». Ни один жанр, род поэзии не имеет такого обилия ласкательно-уменьшительных суффиксов. Ласка распространяется на все, что окружает ребенка, с чем он соприкасается в жизни. «Баю дитятко!», «Спи, сыночек, бравенький», «Прилетели гуленьки».

Ласкательные суффиксы получают даже слова, которые не могут вызвать добрых чувств. «А то серенький волчок, из-за кустика ползет». С помощью колыбельной детям даются первые представления о богатстве и гибкости языка. Применяются различные звукоподражания:«Чох, чох, чох,Аксиньюшка», «Ай, ду-ду, ай, ду-ду»

Чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного, любознательного человека в ребенке необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Этому помогают простые пестушки, легко запоминающиеся, они являются сводом приемов воспитания, разработанных народной педагогикой. Если ребенок ушибся, что бывает каждый день, он ищет защиты у матери, и, мать, поглаживая больное место приговаривает: «У сороки боли, у вороны боли, у Феди заживи». Все заговоры носят шуточный характер, но в силу веры ребенка в могущество матери помогают, успокаивают его.

Детям предлагалось узнать дома любимые сказки у своих бабушек, мам, узнать, что любили слушать они в детстве. Оказалось, что в основном, прекрасными рассказчиками небылиц, сказок оказалось старшее поколение. Дети рассказывали о том, что узнали, у них развивалась речь. Они учились рассказывать последовательно и выразительно, развивалась память. Удалось визировать, даже молчунов. Мы учили пословицы, поговорки. Сначала не все дети понимали народную мудрость скрытую в одном предложении, не чувствовали богатства языка, народной мудрости. Ведь зачастую мы просто заучиваем, читаем текст, не объясняя смыслового значения. На занятиях, в повседневном общении я стала предлагать детям различные ситуации, а затем заканчивала ее пословицей или поговоркой, просила детей объяснить, как они понимают это высказывание. После чтения сказки «Заяц-Хваста» предлагала детям сделать образные высказывания «Трусливому зайке, и пенек-волк», «Едет Емеля, да ждать его неделю», «Один, «задириха», а другой, «неуступиха». Постепенно дети научились понимать смысловое значение мудрых выражений. После чтения сказки могли сами предложить концовку или ответить пословицей подходящей по ситуации. Например, после прочтения сказки «Пых»- «У страха глаза велики», «Морозко»,- «Глаза бояться, руки делают».

После чтения сказки «Царевна-лягушка» устроили драматизацию сказки с показом на выпускном празднике в школу. Для детей средней группы показали сказку «Пых». Устраивали викторины по содержанию знакомых сказок. Дети с увлечением рассматривают иллюстрации к прочитанным сказкам, изготавливают к ним атрибуты, готовят с родителями костюмы.

Неподдельную радость доставляют детям небылицы. Им нравится замечать и исправлять ошибки. На перевертыши реагируют смехом,их можно считать умственной игрой.

Огромную роль в умственном развитии играет загадка. Каждая разгаданная ребенком загадка укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является ступенькой в развитии его мышления. Если загадка не разгадана, это вызывает жажду познания, чтобы сравниться с другими, не быть хуже.

Заучивание поговорок помогает обогатить речь детей, развивает мышление, выразительность речи, расширяет словарный запас слов.

Наряду со знакомством детей с устным народным творчеством провожу знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. С игрушкой в жизнь детей приходит радость, а тем более,если это игрушка не повседневная игрушка, а деревянная матрешка, дымковская глиняная лошадка, индюк, барышня-водоноска. Рассматривают дети такие игрушки с неподдельным интересом, с радостью работают над их росписью на занятиях.

Мои дети любят и лепку по мотивам народной игрушки. Стараются,чтобы работы походили на образцы и очень радуются, когда работы получаются выразительными, яркими. В изостудии нашего детского сада есть поделки из папье-маше по мотивам народной росписи (хохлома, гжель). Панно из соломы дети также выполняли вместе с воспитателями. В процессе такой работы дети осваивают умение составлять композицию, овладевают умением размещать детали узора, что дается особенно трудно. Сейчас дети владеют терминами, которые используются в народных промыслах.

С огромным удовольствием мои дети знакомились с народными подвижными играми («Салки», «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Панас», «Ручеек»). Эти игры стали любимыми играми. С интересом познакомились ребята с традицией наряжать елку на новогодний праздник, Рождественских гаданиях, Крещенских праздниках, народных гуляниях на Масленицу. С каким нетерпением они ждут праздник Масленицы! Соблюдаем традиции праздника. Дети узнали о прощении обид, угощении блинами, сжигании соломенной куклы на костре, играх с ряженными, веселых катаниях на лопатах. Выучили заклички, стихи, песни. Я заметила, что совместное проведение таких праздников способствует сплоченности детей, у них появляется чувство привязанности к детскому саду. Музыкальный руководитель нашего сада уделяет на своих занятиях знакомству с народным творчеством особое место. Разучивает народные песни, частушки, знакомит с народными инструментами, танцами.

В спортивном уголке нашей группы появились нетрадиционные и давно забытые ходули, городки.

Таким образом, проведенная работа позволяет сделать вывод: постепенное и всестороннее знакомство детей с устным народным творчеством, прикладным искусством, народными играми, традициями позволяет привлекать к участию застенчивых, пассивных детей. Помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития происходит и социальное развитие детей.

Ознакомление детей с устным народным творчеством направлено на приобретение детьми культурного богатства народа, способствует воспитанию нравственно-патриотических позиций, а в итоге определяет его общее развитие.

Использованная литература:

1. О. Л. Князева, М. О. Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре». Издательство «Детство-Пресс» 2000г. Санкт-Петербург.

2. Г. Н. Калайтанова. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». 1998г.

3. А. Белошинская «Дошкольное воспитание». Издательство «Детство-пресс» 1998г. Санкт-Петербург.

4. М. Н. Мельников. «Русский детский фольклор». Учебное пособие. Москва, 1987г.

Публикации по теме:

Музей — уголок русской избы, передающий атмосферу старины, «В гостях у бабушки Загадушки»Музей — уголок русской избы, передающий атмосферу старины, «В гостях у бабушки Загадушки» Россия родина для многих, но чтобы считать себя сыном или дочерью, нужно ощутить всю духовную жизнь русскокого народа. Принять русский.

Проект «Духовно-патриотическое воспитание дошкольника». Выступление на Макаренковских чтениях ВидеоПроект «Духовно-патриотическое воспитание дошкольника». Выступление на Макаренковских чтениях Видео Выступление на макаренских педагогических чтениях. Защита презентации. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к устному народному творчеству
Опубликовано: 2 января 2014 в 15:04
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД