Папки-передвижки

Приобщение дошкольников к русской традиции через календарные народные праздники (1 фото)

Инна Алексеенко
Приобщение дошкольников к русской традиции через календарные народные праздники
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение дошкольников к русской традиции через календарные народные праздники

Сегодня всё чаще в различных СМИ, звучат слова о национальном коде, необходимости сохранения исторических и культурных ценностей, традициях предков. К сожалению, представления о русской традиции для большинства наших соотечественников ограничиваются ансамблем «Берёзка», песнями вроде «Калинки-малинки» и женщинами в шелковых сарафанах на городских мероприятиях. Может быть, именно поэтому, слова «Русская традиция» ассоциируются у людей с чем-то скучным и неживым.

Публикация «Приобщение дошкольников к русской традиции через календарные народные праздники» размещена в разделах

Между тем, почти в каждом большом городе, в том числе и в Новосибирске, существуют Центры русского фольклора и этнографии, где сохраняются бесценные материалы экспедиций, поются настоящие русские песни, танцуются кадрили, известные с восемнадцатого века, проводятся интереснейшие праздники.

Но так сложилось, что фольклорно-этнографическое сообщество достаточно закрытая система. Что же делать?

Думаю, не случайно, среди людей, стремящихся популяризировать русскую традиционную культуру, чрезвычайно популярна цитата из французского философа Жана Жореса : «Традиция – это не сохранение пепла, а раздувание огня». Нужно, чтобы русская традиция предстала перед людьми во всей своей живой красоте.

Говоря о традиции, мы подразумеваем «деревенскую традицию», так как до середины двадцатого века большинство населения проживало в селе, занимаясь земледелием. Соответственно, все традиционные,обрядовые, песенные действия были «привязаны» к земледельческому календарю.

Конечно же, нам, городским жителям невозможно полностью погрузиться в этот цикл, ведь уклад жизни во многом изменился до неузнаваемости.

Например, лето – самая «горячая» рабочая пора для крестьянина, для городского жителя – время отпусков.

И всё же, мы можем взять из традиции самое яркое и любимое всеми нами – праздники! Мы так мало знаем о них, что с радостью празднуем чужие, вроде Хэллоуина и индийского праздника красок «холи».

Дошкольное образование представляется мне очень благодатной почвой для этой работы. Дети дошкольного возраста – эмоциональны, восприимчивы к новому. Они охотно играют в народные игры, радостно воспринимают песни и хороводы, радуются простейшим народным музыкальным инструментам. А уж участие в шуточных обрядовых действий для них – это настоящее погружение в сказку.

Традиционно наши предки отмечали большими праздниками четыре «точки» года: осеннее и весенние равноденствия, зимнее и летнее солнцестояния.

Рассмотрим праздники, которые выпадали на это время и то, как их можно провести с детьми дошкольного возраста, и по возможности, с их родителями. Здесь я поделюсь своим опытом проведения праздников и участия в них. Участники праздников - дети 5-7 лет и их родители.

Начнём с крестьянского «нового года», или «Семёнова дня», «зажинок».

Празднуется он в середине сентября, В это время заканчивали жать рожь.

Смысл праздника в благодарности земле за урожай, окончании летних работ.

Поэтому он наполнен специальными, осенними песнями, играми и обрядами.

С дошкольниками праздник проводится в два этапа.

Начинается он в помещении, с украшения снопа. Можно заранее приготовить сноп из любого доступного злака (пшеницы, ржи, овса) и украшения (ленты, искусственные цветы) и вместе с детьми под музыку нарядить сноп.

У нас, в Сибири, сохранился казачий обычай «сажание на коня» в этот день. Если в празднике участвуют родители, то замечательным его моментом будет появление ряженного коня (два папы) и катание малышей.

Из хороводных игр можно использовать «А мы сеяли лён» и «Плетень».

Второй этап проходит на улице. Главное здесь - весёлый обряд, «похороны мух и комаров». Заранее дети с родителями или воспитателем изготавливают поделки – комаров и мух.

На празднике их укладывают в выдолбленные корнеплоды, или картофелины, затем закапывают в землю.

Всё сопровождается веселыми песнями, игрой на музыкальных инструментах.

Хорошо, если удаётся завершить праздник общим чаепитием.

Праздников, связанных с «точкой» зимнего солнцестояния, несколько.

Но мы рассмотрим самый яркий и «народный» - Святки.

«Настали Святки, то-то радость. Гадает ветреная младость…», - писал А. С. Пушкин. А что делают дети? Конечно, «колядуют»!

В эти дни, как и в прежние времена, мы нарушаем существующие повседневные правила. Дети проходят по всему детскому саду (когда это позволяет эпидемиологическая обстановка, громко поют, стучат-бренчат.

Обычно распределяются группы, которые приходят к друг другу. И «гости», и хозяева наряжаются в костюмы и маски, готовят атрибуты традиционных ряженных (козу и коня,например); концертные номера, разучивают специальные народные попевки. Если позволяют размеры помещения, можно поиграть в «петушиный бой», «ручеёк», «малечину-калечину». Конечно, «хозяева» щедро одаривают «гостей» сладостями, и каждая группа завершает праздник чаепитием. Общая трапеза – важная часть каждого традиционного праздника.

Но вот наступает долгожданное время, когда зима поворачивает на весну, а Солнышко - на лето. В эти дни мы празднуем Масленицу. Обязательные моменты Масленицы: катание на лошади, «молодецкие» игры – обязательно на улице, угощение блинами.

Мы дополнили праздник представлением «Петрушки», изготовлением кукол «стригушек», которые могут танцевать на столе и небольшим чучелом «домашней» Масленицы, которую не нужно сжигать, а можно сохранить в течение года.

И завершает годовой цикл летне солнцестояние. В традиции это и троичные праздники, «зелёные святки», Иван-купала. Все эти праздники сопровождаются особыми обрядами, играми и песнями. Для наших дошкольников можно устроить небольшой летний праздник на прогулке с «завиванием» (украшением) берёзки, изготовлением куколок из свежей травы, веселыми и подвижными народными играми, вроде «горелок» и «третьего лишнего».

Девочки могут в этот день «покумиться», то есть назвать друг друга лучшими подругами и обменяться маленькими подарками традиции – платочками).

Обрядовое блюдо в этот день – яичница, но в условиях ДОУ это устроить невозможно, лучше ограничиться беседой об этом.

Так, мы при помощи праздников проходим весь годовой цикл крестьянской традиции. Каждому празднику предшествует подготовка : изготовление атрибутов, песен, игр; чтение подходящих по смыслу и возрасту сказок. Дети оказываются естественным образом погружены в среду народной культуры, которая больше не кажется им скучной, становясь весёлой, интересной и родной.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции»Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции» Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» Педагог : Сазонова Любовь Владимировна Цель : приобщение детей и родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к русской традиции через календарные народные праздники
Опубликовано: 6 октября 2022 в 09:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к русской традиции через календарные народные праздники» (включая файлы) размещена пользователем Инна Алексеенко (УИ 432818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД