Приобщение дошкольников к русскому народному творчеству посредством музыки

Любовь Тренина
Приобщение дошкольников к русскому народному творчеству посредством музыки

Приобщение дошкольников к русскому народному творчеству посредством музыки.

«…Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное творчество, т. е. то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронес через столетия… В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности» - писал М. И. Калинин.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями.

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают новое о русском народном искусстве – музыке, песнях, танцах. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представления о традиционных обрядах, учат бережному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказать текст. А русские пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, песни, потешки открывают не только красоту родного слова, координируют движения и речь, но и расширяют словарный запас ребенка.

Народная фольклорная культура дает нам возможности для творчества, фантазии. Если нет какого-либо праздника, можно придумать и организовать посиделки с играми, частушками, ярмарки, капустники.

Для полноценного изучения русской народной культуры необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников – музыка, танец, пение, подвижные народные игры - все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Использование народных танцев - формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

Дети нашего детского сада проявляют активный интерес и желание заниматься фольклором, с удовольствием принимают участие в фольклорных праздниках, играх, плясках, хороводах. Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду, на которых дети знакомятся с различными видами народного музыкального фольклора – это детские игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, игры-хороводы, потешки.

Работу по приобщению к истокам русской народной культуры мы начинаем с детьми младшего возраста. Основными видами деятельности детей в младшем дошкольном возрасте на занятиях, с использованием фольклора, является слушание. На занятиях использую колыбельные песни для слушания, несложный песенный материал: «Зайка», «Сорока-сорока», «Ладушки», «Петушок», «Дождик», «Солнышко», и т. д., по мелодическому и ритмическому строю легко усваиваются детьми.

Азы музыкально - ритмических движений закладываются при пении прибауток, где ритмические приговорки сопровождаются движениями ребенка. Стараюсь подобрать такой репертуар, где есть гармоническое соединение движений и речи. Все это сочетается в умении правильно говорить, точно воспроизводить движения танца или хоровода. Например: «Ладушки»- хлопать в ладоши, «Чок-чок»- притопывать каблучком, «Галушки-галушки»- разводить руки в стороны. Сначала мы разучиваем приседания с детьми, подпрыгивание под песенки-потешки, затем обучаем элементам пляски: притопам. Хлопкам, вращению кистями.

С целью развития чувства ритма использую игру на музыкальных инструментах: погремушках, ложках, бубнах. Эти инструменты впоследствии использую в плясовых песнях, играх на праздниках и развлечениях. У детей этого возраста есть интерес к музыке, желание слушать ее, эмоционально откликаться на нее.

Дети среднего возраста отличаются большей самостоятельностью. В легкой доступной форме мы начинаем знакомство с народным календарем: подобрала практический материал: песни, игры-хороводы, отражающие времена года. Например, осенью, когда дети на познавательных занятиях знакомятся с явлениями природы, с трудом взрослых, я использую песни, хороводы: «Огородная-хороводная», «Капустка», «Заинька», «Тень-тень, потетень». Продолжаю знакомить с колыбельными песнями, даю сведения о колыбели, рассказываю о доброте материнских рук, через это показываю выразительные средства колыбельной песни. Обращаю внимание детей и на различные виды фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые. Использую эти виды песен как на занятиях, так и на праздниках: «В огороде заинька»- на осенних праздниках, «Весна-красна», «Весняночка», «Солнышко» - на весенних гуляньях. Популярностью, особенно у девочек, пользуются хороводы «Заинька, выходи», «Мы на луг ходили», «Ходит Ваня» «Кто у нас хороший», «Как на тоненький ледок» и т. д. Хороводы всегда украшают праздник.

В старшем дошкольном возрасте я расширяю музыкальный материал, направленный на освоение русских традиций. Продолжаю развивать интонационную выразительность, акцентирую на умение слышать себя и своего соседа, на ритмичность движений в играх, плясках, хороводах. Например: «На горе-то калина»,-хоровод, игра «Плетень», «Заинька»-игра-хоровод, игра «Теремок», «Земелюшка-чернозем»-хоровод.

В нашем детском саду проходят праздники, которые основаны на фольклорном материале – это праздник Масленицы, Проводы зимы, Встреча весны. Участие в хороводах, играх, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к фольклорной традиции - к импровизации, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями.

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают новое о русском народном искусстве – музыке, песнях, танцах. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представления о традиционных обрядах, учат бережному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказать текст. А русские пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, песни, потешки открывают не только красоту родного слова, координируют движения и речь, но и расширяют словарный запас ребенка.

Народная фольклорная культура дает нам возможности для творчества, фантазии. Если нет какого-либо праздника, можно придумать и организовать посиделки с играми, частушками, ярмарки, капустники.

Для полноценного изучения русской народной культуры необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников – музыка, танец, пение, подвижные народные игры - все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Использование народных танцев - формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

Дети нашего детского сада проявляют активный интерес и желание заниматься фольклором, с удовольствием принимают участие в фольклорных праздниках, играх, плясках, хороводах. Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду, на которых дети знакомятся с различными видами народного музыкального фольклора – это детские игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, игры-хороводы, потешки.

Публикации по теме:

«Ненаглядная краса России» Духовно-нравственное воспитание дошкольников«Ненаглядная краса России» Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение к истокам русской национальной культуры. М. И. Калинин. "Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является.

Музей Гжели в группеМузей Гжели в группе Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых, Кувшины и кружки - быль или небыль? Изделия рук золотых. "Самым высоким видом искусства,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к русскому народному творчеству посредством музыки
Опубликовано: 7 октября 2014 в 18:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Фотоотчет рисунков «Мы голосуем за мир на планете» в старшей группе
3 сентября День Солидарности в Борьбе с Терроризмом . В нашем детском саду прошли мероприятия посвященные этому дню. Родители и дети вместе приготовили...
Мастер-класс по аппликации «Зонтик с осенними листьями»
Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья! За окошком осень. Она пришла к нам как всегда неожиданно. Принесла с собой дожди, слякоть, холод и грусть. Но, и в...
Фотозарисовки «Мое знакомство с Парижем»
Продолжаю рассказывать вам, о своем хобби - путешествия. Есть города о которых сочиняют стихи, песни. Есть города в которые хочется вернуться....