Елена Жалельщикова
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение к истокам народной культуры через музыкальный фольклор.
Проект "Наш весёлый хоровод".
Жалельщикова Е. А. -музыкальный руководитель
МБДОУ№441 Д/С "Кузнечик" Нижний Новгород.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста (раздел «МУЗЫКА») с внедрением ФГОС ставит перед нами следующие цели:
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью музыкального фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и другие).
С целью
- формирование основ музыкальной культуры через приобщение к истокам народной культуры был апробирован
проект «Наш весёлый хоровод»
(групповой (участники-дети старшего дошкольноговозраста, .их родители, педагоги и руководство ДОУ и объектов социального партнёрства, долгосрочный (с сентября2013-по май 2014 г. г., информационный, познавательный, творческо-продуктивный).
С учётом регионального компонента и традиций нашего МБДОУ по социо-культурному и образовательному партнёрству в проекте осуществлялись следующие
задачи
:
1. Приобщение к музыкальному искусству детей путем привлечения ресурсов городского социума и семьи;
2. Обогащение музыкальных и эстетических впечатлений внесением в жизнь каждого ребенка персонифицированных культурных событий;
3. Развитие у детей эмоционального отношения, интереса, любви к
Русской музыкальной культуре и народным традициям.
Этапы реализации проекта:
1-Обогащение опыта детей в музыкальной деятельности
2-Создание условий для проявления интереса у детей к музыкальной культуре
3-Обеспечение условий для детских творческих проявлений
Программно-методическое обеспечение
формировалось с учётом ФГОС6 60 %- основная Программа обучения и воспитания в детском саду «От рождения до школы» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
, 40%- парциальные и вариативные программы. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного воз-раста «Камертон» Э. Л. Костиной и парциальная программа «Мой родной дом» Э. Л. Костиной, Н. Н. Кочневой, Л. А. Семиковой.
Пространственно-развивающая среда
создавалась с учётом современных требований:
• Насыщенность
• Вариативность
• Трансформируемость
• Полифункциональность
• Доступность
• Безопасность
В ходе реализации проекта использовались традиционные и креативные методы. Особенно детей привлекали виды и формы взаимодействия с использованием сказкотерапии и использованием ИТК.
Виды и формы взаимодействия с детьми. используемые в ходе реализации проекта:
• НОД
• самостоятельная деятельность
• экскурсии
• целевые прогулки
• досуги и развлечения
• конкурсы
• выставки творческих работ
Социальное окружение МБДОУ № 441 в силу очень удачного территориального расположения очень богато, но особенно хочется отметить социально-партнёрские отношения с музеем «Быта и архитектуры Поволжья» и творческими экскурсоводами (поют и танцуют русские народные песни). А так же – со Школой Искусств № 6,а так же с профессиональными музыкантами из Музыкальной роты Приволжского Военного Округа, где наши дети знакомятся со звучанием русских народных инструментов.
Виды и формы взаимодействия очень многообразны: интерактивные концерты, экскурсии в музей, музыкальную школу. Тематические праздники и досуги фольклорной направленности и многое другое.
Самые лучшие наши помощники- это родители. Именно по их запросам и пожеланиям мы разрабатывали план мероприятий и они были активными участниками в создании среды и многого другого.
Виды и формы
взаимодействия с педагогами
Педагогические советы, совместное комплексно-тематическое планирование, представление опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях
Как и все проекты подразумевают продукт. и в нашем проекте –их множество: фольклорный праздник «Русская изба» в музее Архитектуры и быта народов Поволжья «Щёлоковский хутор». «Праздник русской берёзки», «Нижегородская ярмарка» с поделками, выставка и развлечение «Страна –Оления», победа в районном конкурсе «Весенние капельки» и многое другое.
Исходя из положительной динамики уровня развития сформированности всех интегративных качеств, в том числе и формирования основ музыкальной культуры, можно констатировать, что использование музыкального, игрового, устного фольклора и образовательных возможностей социо-культурного пространства Нижнего Новгорода и семьи:
1 Приобщает к музыкальному искусству детей;
2. Обогащает музыкальные и эстетические впечатления, внесением в жизнь каждого ребенка персонифицированных культурных событий;
3. Развивает у детей эмоциональное отношение, интерес, любви к русской музыкальной культуре и народным традициям.
4 положительно влияет на развитие музыкальной культуры у старших дошкольников.