Екатерина Тюленова
Приобщение ребенка-дошкольника к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение ребёнка-дошкольника к чтению.
Опыт работы воспитателя 1 кв. категории Тюленовой Е. Е.
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать» Дидро.
Воспитанию читателя-школьника посвящено немало исследований. Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя.
Публикация «Приобщение ребенка-дошкольника к чтению» размещена в разделах
Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.
Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.
В ходе проведённого в начале года мониторинга с детьми второй младшей группы и бесед, направленных на выявление читательского интереса было установлено, что читают детям дома мало, заменяя чтение просмотром мультфильмов. Дети плохо знают детскую литературу. Поэтому было решено усилить работу в этой области. Работа велась по трём направлениям – работа с детьми, работа с родителями, работа с узкими специалистами.
Планируя работу с детьми, мы опирались на следующие воспитательные задачи:
• Расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами искусства (воспитание разностороннего читателя);
• Формирование готовности к полноценному восприятию прочитанного, воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя.
В план работы с детьми по формированию читательского интереса были включены следующие мероприятия:
звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, разыгрыванием по ролям.
- Экскурсии в библиотеку (1 раз в месяц. Тематику определяли совместно с работниками библиотеки). Основными задачами этой деятельности было познакомить детей с «хранилищем» книг, с детскими авторами. Каждая экскурсия была посвящена творчеству отдельного автора («В царстве дедушки Корнея», «Наш Пушкин», «С. В. Михалков – детям» и др.). Во время экскурсий дети познакомились с яркими представителями отечественной детской литературы, слушали записи, на которых авторы сами читают свои произведения.
- Беседы с детьми. В индивидуальной или групповой беседе детям задавались следующие вопросы: «Читают ли тебе дома родители? Как часто? Какую книгу ты слушал на этой неделе? Есть ли у тебя любимые книги? Какие? Просишь прочитать еще раз? Какие? Какие книги тебе не нравятся? Почему?». Два-три раза в неделю во время утренней беседы проводились пятиминутки «Что мы читаем?». Один-два ребенка рассказывают о том, что им вчера читали, понравились ли им книга и почему. В ходе таких пятиминуток детей учили анализировать, оценивать прочитанное, причем не только сюжет, но и героев, замысел автора, идеи. Каждый ребенок анализирует, что полезного он приобрел в ходе чтения : узнал что-то новое, захотел стать лучше, научился что-то делать и т. д.
- Творческие задания: придумать продолжение сказки; домыслить судьбу литературных героев; сочинить устное письмо герою литературного произведения и ответ на него; объединить героев разных литературных произведений в одно произведение, например, сочинить сказку, в которой героями являются Буратино, Кот в сапогах и Красная Шапочка. Проводились игры «Герои сказки в необычной обстановке», «У нас в гостях герои любимой книги». (Один ребенок объявляет себя героем литературного произведения. Остальные дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить от лица выбранного персонажа.)
- При проведении непосредственной образовательной деятельности по другим областям использовался такой прием как введение литературного героя. На разных занятиях он приходит из разных книжек. Литературный герой знакомит детей с различными темами, задает вопросы, играет с детьми.
При планировании работы с родителями мы попытались решить следующие воспитательные задачи:
• Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей, позитивными и негативными стереотипами.
• Расширить их представления о детской литературе.
•Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.
Для родителей были разработаны консультации «Растим читателя», «Возрастные особенности дошкольника-читателя», индивидуальные беседы, круглые столы на темы «Стихи и сказки С. Михалкова», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова». На первом родительском собрании было проведено анкетирование родителей по выявлению читательской культуры в семье. Каждую неделю предоставлялся перечень книг, которые можно прочитать ребёнку на выходных.
Работа с узкими специалистами включала в себя использование литературных текстов при проведении непосредственной образовательной деятельности (например, пропевание потешек «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом», «Петушок, петушок маслена головушка» и т. д.)
При проведении мониторинга и обобщающих бесед с детьми в конце года нами была отмечена положительная динамика. Дети свободно называли фамилии и имена детских авторов, могли назвать хотя бы одно-два его произведения. Было отмечено, что детям стали больше читать дома. Данную работу мы планируем продолжить на следующий год. Включить в нее знакомство с зарубежными авторами и их произведениями.