Приложение МААМ

Приоритетное направления в круге современного детского чтения

Надежда Королева
Приоритетное направления в круге современного детского чтения
▼ Скачать + Заказать документы

ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Е. И. ЧАРУШИН

Обоснование включения творчества писателя в круг детского чтения. Творчество Е. И. Чарушина (1901 – 1965) эмоционально и трогательно. Оно дарит ребенку неповторимое чувство красоты родной природы. Его рассказы сопричастны всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтому творчество писателя так близко детям.

Публикация «Приоритетное направления в круге современного детского чтения» размещена в разделах

Детство маленького Жени прошло в творческой обстановке. Отец мальчика передал сыну свою любовь к изобразительному искусству и незаурядную трудоспособность. Вместе они много разъезжали по Вятской губернии, и первые уроки наблюдательности были получены мальчиком в этих путешествиях по лесному краю.

Юношеские годы были связаны с обучением в ленинградской Академии Художеств. Будучи студентом, Е. И. Чарушин сблизился с кружком писателей при Библиотеке детской литературы, в котором ему предложили иллюстрировать повесть В. Бианки «Мурзук». А вскоре молодой художник не только создает иллюстрации для книг писателей-современников, но и начинает писать свои.

В 30-е годы он стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которой в то время уже окончательно сложился в особое направление в искусстве. Работая в технике свободного акварельного рисунка, монохромного или цветного, легким динамичным пятном, Е. И. Чарушин воссоздавал в пространстве книги целостную пейзажную среду, средоточиями которой стали разнообразные животные.

Уже первые произведения определили место писателя в детской литературе : блестящий рассказчик-анималист с острым зрением художника, умеющий передать словом и рисунком повадки животных, которых он любит и необыкновенно тонко понимает, чувствует. Е. И. Чарушин с огромным уважением относился к своим читателям. Его радовало, что звери, которых он рисовал, нравятся не критикам и редакторам, а именно малышам.

Эстетические достоинства. Характеризуя эстетические достоинства, необходимо обратить внимание на органическую связь текста с иллюстрациями. Исследователи творческого и педагогического наследия Е. И. Чарушина неоднократно замечали, что проза писателя, адресованная самым маленьким читателям, напоминает сказочное повествование, которое представлено в особой манере.

Примером тому становятся инверсии с непременной постановкой глагола после существительного. Например, «Про то, как сорока летела, кого повидала, как перо потеряла». Помимо того, в его текстах встречаются повторы с употреблением слов в превосходной степени, свойственные стилистике сказочного текста: живет-дрожит, злющая-презлющая, ходы-переходы, тощая-претощая.

Дети младшего возраста лучше всего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу. Вот такими фразами создана, например, динамичная картина игры лисят в рассказе «Путешественники» : «Лисята постукивают по краю лапами, блюдце гремит, звенит, подпрыгивает. А лисята знай гонят его по всему полу - туда-сюда, взад-вперед. Звон стоит, как в посудной лавке».

В рассказах для самых маленьких много звукоподражаний. Например, Сверчок, как настает ночь, начинает «тир-ликать». Ворона каркает: «Кар-р-р! Кар-р-р! Кар-р-р!» Маленький воробушек прыгает по дороге: «Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чи-лик!» Котенка прозвали Тюпой, потому что он, «когда очень удивится или увидит непонятное. двигает губами и «тюпает» : тюп-тюп -тюп -тюп.». Такие звукоподражания позволяют знакомить дошкольников со звучащим миром, развивают слух.

В любом своем произведении А Е. Чарушин смотрит на вещи, как пятилетний ребенок, который глядит на них в первый раз. В этом взгляде отражена и пытливость натуралиста, и бескорыстный восторг художника. Если нельзя смотреть в упор, он многого не сумеет разглядеть, да и показать многого, конечно, не сможет.

Методы решения. Творческое наследие Е. И. Чарушина – бесценный клад для педагогики. На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота – это, прежде всего отсутствие эгоизма.

Все истории, о которых рассказывал своих книгах Е. И. Чарушин, будь то смешные или грустные, забавные или героические, всегда имеют большое воспитательное значение. Оно заключается в том, что вызывает у ребенка добрые чувства: чуткость, желание заботиться о слабых, защищать беззащитных

Содержание маленьких рассказов о домашних животных всецело соответствуют программным требованиям развития детей уже в раннем дошкольном возрасте. В методическом плане их целесообразно выстроить от более близких к более далеким образам. Вначале следует знакомить детей с рассказами, в которых описываются животные, живущие «рядом» : кошкой, собакой, птичкой. Однако до этого ребенка необходимо подготовить к восприятию реалистического образа животного.

Педагог должен обратить внимание на художественные приемы, которые будет использовать, работая над тематикой произведений Е. И. Чарушина. Рассказы писателя лучше всего читать на память или близко к тексту, эмоционально, выразительно. Это важно, особенно для малышей, которые должны видеть мимику взрослого, выражение глаз, жесты, его отношение к тексту. Изложение прозы Чарушина педагогом невозможно без демонстрации своего отношения к окружающему миру. Только так он сможет привить детям черты гуманности ко всему живому.

На практике приобщение дошкольников к творчеству Е. И. Чарушина осуществляется с помощью организации выставок книг писателя, демонстрации его рисунков, посещение передвижного зоопарка (с чтением отрывков, содержащих описание конкретных животных).

Публикации по теме:

Взросление современного дошкольника «Взросление современного дошкольника» Какие они - современные дошкольники Современные дети сильно отличаются от дошкольников середины и.

Занятие по аппликации «Узор из тюльпанов в круге» Внедрение ФГОС. Цаган Аман. МКДОУ «Длтн Булг» Аппликация. «Узор из тюльпанов» в круге. Воспитатель: Ванькаева Наталия Борисовна 20.04.2015.

Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного детского сада Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия.

Из опыта работы музыкального руководителя «Дополнительное образование в условиях современного детского сада» … Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание.

Конспект НОД в подготовительной группе. Рисование узора в круге по мотивам гжельской росписи Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рисование узора в круге по мотивам гжельской росписи. Цель: развитие творческих способностей,.

Образно-экологические миниатюрки для детского чтения. (Рябые комочки. Трясогузки.) Ольга Викторовна © Рябые комочки (Образно-экологическая миниатюрка)___У са-мой до-ро-ги в зе-лё-ной мох-рис-той тра-ве спо-ры-ша си-де-ли.

Образно-экологические миниатюрки для детского чтения. (Туман и земля. Лужа. Лиса и лисята) Ольга Викторовна © Туман и земля (О-Э миниатюрка)Опустился туман на землю, лежит, дышит, наслаждается. -Всё моё:и цветы, и трава, и букашки.

Основные направления профилактики детского травматизма на дорогах на дорогах Детский травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий стоит на первом месте среди причин получения увечий и возникновения смертельных.

Эссе «Труд современного воспитателя» В наше время,во время высоких технологий так трудно успевать за интересами наших детей. Особенно,если ты работаешь в группе,где их количество.

Эссе на тему: герой современного детского кино В нашем современном мире, насыщенном суетой, большим количеством информации, спешкой существуют свои герои. Эти герои есть и у каждого ребёнка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приоритетное направления в круге современного детского чтения
Опубликовано: 6 октября 2016 в 11:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приоритетное направления в круге современного детского чтения» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Королева (УИ 285192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД