Надежда Королева
Приоритетное направления в круге современного детского чтения
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Е. И. ЧАРУШИН
Обоснование включения творчества писателя в круг детского чтения. Творчество Е. И. Чарушина (1901 – 1965) эмоционально и трогательно. Оно дарит ребенку неповторимое чувство красоты родной природы. Его рассказы сопричастны всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтому творчество писателя так близко детям.
Публикация «Приоритетное направления в круге современного детского чтения» размещена в разделах
Детство маленького Жени прошло в творческой обстановке. Отец мальчика передал сыну свою любовь к изобразительному искусству и незаурядную трудоспособность. Вместе они много разъезжали по Вятской губернии, и первые уроки наблюдательности были получены мальчиком в этих путешествиях по лесному краю.
Юношеские годы были связаны с обучением в ленинградской Академии Художеств. Будучи студентом, Е. И. Чарушин сблизился с кружком писателей при Библиотеке детской литературы, в котором ему предложили иллюстрировать повесть В. Бианки «Мурзук». А вскоре молодой художник не только создает иллюстрации для книг писателей-современников, но и начинает писать свои.
В 30-е годы он стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которой в то время уже окончательно сложился в особое направление в искусстве. Работая в технике свободного акварельного рисунка, монохромного или цветного, легким динамичным пятном, Е. И. Чарушин воссоздавал в пространстве книги целостную пейзажную среду, средоточиями которой стали разнообразные животные.
Уже первые произведения определили место писателя в детской литературе : блестящий рассказчик-анималист с острым зрением художника, умеющий передать словом и рисунком повадки животных, которых он любит и необыкновенно тонко понимает, чувствует. Е. И. Чарушин с огромным уважением относился к своим читателям. Его радовало, что звери, которых он рисовал, нравятся не критикам и редакторам, а именно малышам.
Эстетические достоинства. Характеризуя эстетические достоинства, необходимо обратить внимание на органическую связь текста с иллюстрациями. Исследователи творческого и педагогического наследия Е. И. Чарушина неоднократно замечали, что проза писателя, адресованная самым маленьким читателям, напоминает сказочное повествование, которое представлено в особой манере.
Примером тому становятся инверсии с непременной постановкой глагола после существительного. Например, «Про то, как сорока летела, кого повидала, как перо потеряла». Помимо того, в его текстах встречаются повторы с употреблением слов в превосходной степени, свойственные стилистике сказочного текста: живет-дрожит, злющая-презлющая, ходы-переходы, тощая-претощая.
Дети младшего возраста лучше всего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу. Вот такими фразами создана, например, динамичная картина игры лисят в рассказе «Путешественники» : «Лисята постукивают по краю лапами, блюдце гремит, звенит, подпрыгивает. А лисята знай гонят его по всему полу - туда-сюда, взад-вперед. Звон стоит, как в посудной лавке».
В рассказах для самых маленьких много звукоподражаний. Например, Сверчок, как настает ночь, начинает «тир-ликать». Ворона каркает: «Кар-р-р! Кар-р-р! Кар-р-р!» Маленький воробушек прыгает по дороге: «Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чи-лик!» Котенка прозвали Тюпой, потому что он, «когда очень удивится или увидит непонятное. двигает губами и «тюпает» : тюп-тюп -тюп -тюп.». Такие звукоподражания позволяют знакомить дошкольников со звучащим миром, развивают слух.
В любом своем произведении А Е. Чарушин смотрит на вещи, как пятилетний ребенок, который глядит на них в первый раз. В этом взгляде отражена и пытливость натуралиста, и бескорыстный восторг художника. Если нельзя смотреть в упор, он многого не сумеет разглядеть, да и показать многого, конечно, не сможет.
Методы решения. Творческое наследие Е. И. Чарушина – бесценный клад для педагогики. На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота – это, прежде всего отсутствие эгоизма.
Все истории, о которых рассказывал своих книгах Е. И. Чарушин, будь то смешные или грустные, забавные или героические, всегда имеют большое воспитательное значение. Оно заключается в том, что вызывает у ребенка добрые чувства: чуткость, желание заботиться о слабых, защищать беззащитных
Содержание маленьких рассказов о домашних животных всецело соответствуют программным требованиям развития детей уже в раннем дошкольном возрасте. В методическом плане их целесообразно выстроить от более близких к более далеким образам. Вначале следует знакомить детей с рассказами, в которых описываются животные, живущие «рядом» : кошкой, собакой, птичкой. Однако до этого ребенка необходимо подготовить к восприятию реалистического образа животного.
Педагог должен обратить внимание на художественные приемы, которые будет использовать, работая над тематикой произведений Е. И. Чарушина. Рассказы писателя лучше всего читать на память или близко к тексту, эмоционально, выразительно. Это важно, особенно для малышей, которые должны видеть мимику взрослого, выражение глаз, жесты, его отношение к тексту. Изложение прозы Чарушина педагогом невозможно без демонстрации своего отношения к окружающему миру. Только так он сможет привить детям черты гуманности ко всему живому.
На практике приобщение дошкольников к творчеству Е. И. Чарушина осуществляется с помощью организации выставок книг писателя, демонстрации его рисунков, посещение передвижного зоопарка (с чтением отрывков, содержащих описание конкретных животных).