Ольга Третьякова
Конспект занятия «Природа вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
НА ТЕМУ «Природа вокруг нас»
Вид интеллектуальной игры: познавательно-игровой, детско-взрослый
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Образовательные задачи:
1. Систематизировать и расширять знания детей о явлениях неживой природы, вызвать интерес к жизни животных, растениях, птиц родного края;
2. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, умение аргументировать свой ответ.
Публикация «Конспект занятия „Природа вокруг нас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
3. Воспитывать экологическую культуру, умение ценить, любить и беречь окружающий мир, поощрять желание работать сообща, делиться своими знаниями и умениями.
Материалы и оборудование:
1. Стимульный материал:
– объявление;
– пригласительные билеты;
– призы победителям (грамота, памятный подарок-сова);
– символика интеллектуального клуба знатоков (эмблема, значки).
2. Материалы для деятельности детей:
1) материалы для представления результатов деятельности:
– жетоны-звездочки;
-картинки с изображением неживой и живой природы;
-альбомы «Птицы нашего края», «Животные нашего края»;
– карты-задания;
– магнитная доска;
– оценочные листы и экраны для жюри, экспертов.
2) материальные средства для деятельности детей
– аудиозаписи музыкальной паузы, звукозапись заданий;
– видеозапись вопроса;
– текстовой материал.
3. Дидактический материал:
– наглядные – алгоритмы деятельности (по выполнению заданий)
4. Оборудование для деятельности детей:
– доска, магнитная, для письма маркерами,
– алгоритмы поведения человека в природе;
– технические средства: магнитофон, ноутбук, микрофон, фотоаппарат, фотокамера, мультимедиа проектор.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
Этапы Содержание деятельности Время реализации Методические указания
Мотивационно-целевой этап
Педагог в группу приносит пригласительный билет на участие в интеллектуальной игре по теме: «Природа вокруг нас», стимулирует детей принять участие в игре. Знакомит детей с положением о проведение игры, обсуждает их с детьми. Создает у детей позитивный настрой на участие в игре. 3 мин. – Здравствуйте ребята! Нам вручили пригласительный билет на игру «Что? Где? Когда?». Тема игры «Природа вокруг нас». Давайте примем приглашение и отправимся в игровую студию.
Проектировочно-организационный этап
Дети и взрослые проходят в импровизированную игровую студию «Что? Где? Когда?». На столе разложены конверты с вопросами– заданиями.
5 мин – Посмотрите, ребята, у нас конверты с заданиями от Лесовичка. Тема нашей игры «Природа вокруг нас».
Сейчас у вас начнется увлекательное путешествие по нашему краю. В конвертах, содержаться вопросы-задания от Лесовичка. Послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры:
– игра продолжается 7 раундов;
– вопрос обсуждается минуту, после звукового сигнала обсуждение прекращается, капитан выбирает отвечающего знатока;
– за правильный ответ, будет вручаться звездочка;
– победителем в игре будет та команда, у которой будет больше звездочек.
Удачи вам!
Напоминаю, правила игры для зрителей:
– соблюдать тишину и не подсказывать.
Вы все прослушали правила, и теперь пришло время начинать игру.
– Уважаемые Знатоки представьте свою команду.
Капитан команды знатоков:
– Наша команда: «Защитники природы»
– Наш девиз: «Мы защитники природы, будем лес наш охранять, чтоб зеленая планета смогла еще прекрасней стать!»
– Приглашаю команду за игровой стол.
– Представляю команду соперников это – (Мудрая Сова, Дятел, Лесничий,
Содержательно-деятельностный этап
1 раунд. Счет 0:0. Гонг.
Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на секторе, против знатоков играет Мудрая Сова.
Время обсуждения заканчивается через минуту, ведущий обращается к капитану с просьбой объявить игрока, отвечающего на вопрос.
Ведущий объявляет правильный ответ. 2 мин Ведущий: Вопрос с предметом, против знатоков играет Мудрая Сова
– По предложенным предметам (картинкам, назовите одним словом:
1 Бабочка, жук-олень, водомерка, майский жук.
2. Рожь, пшеница, ячмень, просо.
3. Утка, бобер, нутрия, выдра.
4. Кабан, заяц, косуля, зебра
– Минута обсуждения закончилась. Капитан объявите игрока, который будет отвечать на вопрос.
– Правильный ответ:
1. Насекомое
2. Злаки
3. Водоплавающие животные
4. Лишняя зебра
– Молодцы, ребята!
Счет становиться…. в пользу…
Продолжаем игру.
2 раунд. Гонг.
Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на секторе, против знатоков играет Дятел.
Время обсуждения заканчивается через минуту, ведущий обращается к капитану с просьбой объявить игрока, отвечающего на вопрос.
Ведущий объявляет правильный ответ. 2 мин Ведущий: Вопрос с предметом, против знатоков играет Дятел
– Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного растения. Назовите среду произрастания растения
– Минута обсуждения закончилась. Капитан объявите игрока, который будет отвечать на вопрос.
– Правильный ответ:
Одуванчик растет в поле. Лечит, дает пищу насекомым, удобряет землю, рыхлит землю корешками. Создают красоту природы
Календула растет в саду. Лечит горло, используется для полоскания горла, кров для насекомым. Лекарственное растение
Цикорий полевой. Лекарственное растение. Напиток из цикория очень вкусный и полезный
– Молодцы, ребята!
Счет становиться…. в пользу…
Продолжаем игру.
3 раунд. Гонг.
Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на…. секторе, против родителей знатоков играет Лесничий.
Ведущий зачитывает вопросы.
Время выполнения задания заканчивается через минуту, ведущий обращается к капитану с просьбой объявить игрока, отвечающего на вопрос. Один из родителей знатоков отвечает на вопрос.
Ведущий объявляет правильный ответ 2 мин Против родителей знатоков играет Лесничий.
– Ответьте на вопросы:
1. Какое растение кормит, лечит, одевает, наказывает?
2. В Красную книгу заносят исчезающие виды растений. А куда переводят спасенное растение?
3. Какое дерево наших лесов цветет первым, а какое последним?
– Минута закончилась. Прошу кто из родителей будет отвечать.
– Правильный ответ:
Крапива
В Зеленую книгу спасенных
Ольха, липа
Счет становиться…. в пользу…
Продолжаем игру.
4 раунд.
Музыкальная пауза. «Три медведя шли домой» 2 мин
5 раунд. Гонг.
Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на…. Секторе Блиц
Ведущий объявляет правильный ответ и подводит итоги 5 раунда. 3 мин Ведущий:
– Итак, играем Блиц. За одну минуту вы должны ответить на все вопросы
Игра «Бывает-не бывает»
1 Выпал снег и зацвели подснежники
2 Мальчик поехал на лыжах собирать землянику
3 На поле тает снег, а на реке начался ледоход
4 На деревьях появились первые листья, а в школе начинается учебный год
Правильный ответ:
1. Не бывает, потому подснежники появляются весной
2. Не бывает, потому что землянику собирают летом
3. Бывает
4. Листья появляются весной
6 раунд. Гонг.
Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на секторе, против знатоков играет Заяц-русак.
Время обсуждения заканчивается через минуту, ведущий обращается к капитану с просьбой объявить игрока, отвечающего на вопрос.
Ведущий объявляет правильный ответ.
2 мин Ведущий: Против знатоков играет Заяц-русак
– Посмотрите на экран телевизора и объясните, куда зайцу удобнее бежать с горы или в гору? Почему?
– Минута обсуждения закончилась. Капитан объявите игрока, который будет отвечать на вопрос.
– Правильный ответ:
В гору: у зайца передние лапы короче, задние длиннее, задними лапами он отталкивается и ему легче бежать в гору.
– Молодцы, ребята!
Счет становиться…. в пользу…
Продолжаем игру.
7 раунд. Гонг. Капитан крутит волчок, стрелка останавливается на…. секторе
«Черный ящик»
Время обсуждения заканчивается через минуту, ведущий обращается к капитану с просьбой объявить игрока, отвечающего на вопрос.
Ведущий объявляет правильный ответ.
2 мин «Черный ящик»
Вопрос:
- Лучший лесоруб среди животных?
- Что лежит в «Черном ящике»
– Минута закончилась. Прошу кто из родителей будет отвечать.
– Правильный ответ:
Бобр
Счет становиться…. в пользу…
Продолжаем игру.
Оценочно–рефлексивный этап Ведущий подводит итог игры и озвучивает результаты. Проводит награждение (медали и призы). Оформляет информационный лист, вывешивает поздравления в уголок родителям 3 мин - Молодцы, ребята! Дружно работали в команде, показали хорошие знания.
2. Кластер вопросов для тренировки команды интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
на тему «Природа вокруг нас»
Виды вопросов Содержание Ответы
Блиц Игра «Бывает-не бывает»
1 Выпал снег и зацвели подснежники
2 Мальчик поехал на лыжах собирать землянику
3 На поле тает снег, а на реке начался ледоход
1 На деревьях появились первые листья, а в школе начинается учебный год
2. Выпал снег и дети строят горку
3. На дворе звенит капель, а медведь залег в спячку.
1. Почему лось сбрасывает рога
2. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда
3. У кого насекомого 5 глаз (муха, кузнечик, пчела, оса)
1. Не бывает, потому подснежники появляются весной
2. Не бывает, потому что землянику собирают летом
3. Бывает
1. Листья появляются весной
2. Бывает
3. Не бывает, потому что весной капель и медведь просыпается.
1. Сбрасывают рога со сменой сезона
2. Кукушка
3. Пчела
Суперблиц
1. Когда световой день длинный, когда короткий?
2. Перечислите виды осадков?
3. Из чего состоят облака?
Назовите реки Самарской области?
2. Перед какой погодой птицы перестают петь
3. Назовите 3 свойства воды
1. Самое трудолюбивое лесное насекомое
2 Какое растение помогает лечить рану
3 Дикий родственник свиньи 1. Летом длинный, зимой короткий
2. Снег, дождь, град, иней
3. Из капелек воды
р Крымза, р Волга,
р Сызранка, р Самара
Перед дождем
Газообразное, жидкое, твердое
1 Муравей
2 Подорожник
3 Кабан
Вопросы для родителей 1. Какое растение кормит, лечит, одевает, наказывает?
2. В Красную книгу заносят исчезающие виды растений. А куда переводят спасенное растение?
3. Какое дерево наших лесов цветет первым?
4 Какое дерево наших лесов цветет последним?
5 Какой цветок без листьев цветет.
6 Делают ли запасы еды зайцы Крапива
В Зеленую книгу спасенных
Ольха
4 Липа
5 Мать-и-мачеха
6 Нет
Мультимедийные вопросы
1. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного растения. Назовите среду произрастания растения
2. Посмотрите на экран телевизора и объясните, куда зайцу удобнее бежать с горы или в гору? Почему?
3Посмотрите на экран телевизора и «Узнайте по силуэту»
4Посмотрите на экран телевизора и объясните «Кто где живет?»
5 Посмотрите на экран телевизора и отгадайте «Чьи лапы, крылья, хвосты»
6 Посмотрите на экран телевизора и объясните «Чьи детки?» Одуванчик полевой
Календула садовая
Цикорий полевой
В гору: у зайца передние лапы короче, задние длиннее, задними лапами он отталкивается и ему легче бежать в гору.
3 Силуэт- лось, волк, заяц, белка
4 Нора- лиса. Логово-волк. Дупло-белка. Хатка-бобр
5 Лапы медведя, хвост лисы, крылья ворона
6 У волка волчонок….
Вопрос с предметом По предложенным предметам (картинкам, назовите одним словом:
1 Бабочка, жук-олень, водомерка, майский жук.
2. Рожь, пшеница, ячмень, просо.
3. Утка, бобер, нутрия, выдра.
По предложенным предметам (картинкам, назовите 4 лишний
1. Кабан, заяц, косуля, зебра
2 Калина, акация, жасмин, дуб
3 Земляника, волчья ягода, ежевика, черника
По предложенным предметам (картинкам, назовите 4 лишний
1 Кабан, волк, кролик, заяц
2 Осина, подосиновик, сыроежка, груздь.
3Рыжик, мухомор, волнушка, подосиновик
Насекомое
Злаки
Водоплавающие животные
1Лишняя зебра
2 Дуб лишний
3 Волчья ягода
1 Кролик
2 Осина
3Мухомор
Вопрос с черным ящиком 1. Живу в норе, там сплю, отдыхаю. Затем охотится начинаю. Ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать?
2. Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды в припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота-крепко спать да весну ждать?
3. Нет листочков, есть хвоинки
4. На земле лежат листки –маленькие лопушки. Нам он –как хороший друг, лечит ранки ног и рук
5. Лучший лесоруб среди животных 1. Лиса игрушка
2. Еж игрушка
Ель
Подорожник
Бобр
Решающий раунд Дерево, которому цвет коры помогает спасаться от жары
2 Назовите профессии людей, которые помогают лесу
3 Назовите знаки-символы природо–охранной деятельности
а) Клен.
б) Сосна.
в) Береза
2 Спасатели, ветеринары, МЧС, лесничий
3 Костер не разводим, мусор убираем за собой, не включаем громко музыку, муравейники не разрушаем…
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Анфисова С. Е. Реализация технологии культурных практик (восприятие художественной литературы и фольклора) в образовательном процессе ДОО [Электронный ресурс] // Вестник научных конференций. 2015. № 2–4 (2). Перспективы развития и образования: по материалам международной научно-практической конференции, Россия, г. Тамбов, 31 октября 2015 г. Часть 4. 164 с. С. 16–19. // URL : https://ucom.ru/doc/cn.2015.02.04.pdf
Крылова Н. Б. Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И. М. Быховская. М. : Смысл, 2010. С. 547–559.
Сидякина Е. А. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» как культурная практика / Е. А. Сидякина, Л. П. Горбунова, А. В. Семянникова // Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов : материалы международной научно-практической конференции (заочной) (Тольятти, 7-28 ноября 2016 г.) под ред. О. В. Дыбиной и др., Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич. 2016. С. 597-603
Технология культурных практик формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие / Под ред. О. В. Дыбиной. М. : Центр педагогического образования, 2014. 144 с.