Татьяна Наумкина
Природоохранные акции в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Природоохранные акции в ДОУ
Вряд ли кто–нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения. Идея экологии в воспитании не является в педагогике чем – то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Сами проблемы экологии не рассматриваются примитивно, только как предохранительная деятельность, а прежде всего как единство человека и природы. Сегодня, каждый мыслящий человек, не может не задуматься над вопросом об отношениях между человеком и природой, основу которых составляет экологическая культура.
Публикация «Природоохранные акции в ДОУ» размещена в разделах
Экологическая культура – это одно из сложных психических образований – формируется через развитие нравственных черт личности.
Н. Ф. Виноградова подчркивает, что в экологической культуре «интегрируются все сферы сознания личности: познательной, аффективной (эмоционально – ценностной) и психомоторной. Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое, с другой. Для решения этой сложной задачи важна заинтересованность дошкольников.
Л. С. Выготский писал: «Интерес - как естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Рассматривая вопрос заинтересованности ребенком той или иной деятельностью, целесообразно обратиться к более научному понятию - познавательной активности. Развитие познавательной активности ребенка - актуальная проблема современной педагогической науки и практики, одно из основных направлений деятельности дошкольных учреждений.
Познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.
Следует указать на одно существенное обстоятельство, особенно важное для педагогов. В результате многих экспериментальных исследований обнаружилось, что далеко не всякая интеллектуальная деятельность приводит к развитию способностей, а лишь та, что связана с резко выраженными положительными эмоциями. Иначе говоря, воспитание познавательной активности связывается с познавательным интересом к окружающему.
На мой взгляд познавательный интерес к окружающему и максимально положительная эмоциональная насыщенность оптимально реализуется в экологическом воспитании, в процессе общения с природой : ведь экология- простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).
Знания о природе, предложенные дошкольникам, должны представлять не сумму разрозненных фактов, а взаимосвязанную, последовательную цепочку представлений, раскрывающих наиболее важные закономерности природного мира.
Используются разнообразные формы обучения детей, формирующие экологическое сознание и активизирующие познавательную потребность дошкольников: экскурсии, разнообразные целевые прогулки, экологические акции, праздники, развлечения, уроки доброты, выставки.
Интересной и эффективной формой работы я считаю проведение экологических (природоохранных) акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками и детьми, родителями.
Что же такое экологическая акция?
Экологическая акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Акция может затрагивать круг слушателей и действующих лиц: дети одной группы детского сада, дети и их родители одного и более детских садов, жители микрорайона, города страны и даже всего мира. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Любая акция включает следующие этапы: подготовительный, познавательно- исследовательский, практической деятельности, подведения итогов.
1. Подготовительный этап (экологическая тревога) :
- составляется и вывешивается текст объявления о начале акции с указанием темы, цели, периода, состава участников, условий;
- готовится оборудование и материал, план мероприятий.
2. Познавательно- исследовательский этап (экологическая тропа) :
- организация наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, бесед, чтение художественной литературы;
- решение логических, проблемных задач.
3. Этап практической деятельности (экологическая газета, знаки) :
- изготовление плакатов в защиту объектов акции;
- «экологическая почта»- переписка с объектами акции;
- выработка правил, упражнение в трудовых действиях; - инсценировка произведений, досуги, праздники;
- выставка рисунков, книг
- самоделок, газет, коллажей, фотовыставка;
4. Подведение итогов (итоговые мероприятия) :
- определение эффективности мероприятия (среди групп, сотрудников, родителей);
- объявление благодарности, награждение дипломами, «медалями» за активное участие (по завершению мероприятия или на празднике «День Земли»).
Объектом акции могут стать деревья, птицы, растения, территория детского сада. Эти мероприятия, как правило, приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение.
Примеры проведения акций
Название Мотивация Планирование и действия
Завершение
«Чистый берег» Речка (ручей) поит нас водой, радует прохладой и будет благодарна, если мы позаботимся о ней. Разведка на месте, обсуждение возможных работ; подготовка материалов (мешки, перчатки, и пр.) с помощью родителей; сбор и сортировка мусора – то, что разлагается, - в землю в специальном месте, но не на самом берегу; что требует переработки (пластик) – с собой и в контейнер. Если удастся договориться с администрацией поселка, пусть сразу вывезут собранный мусор с берега
Рисование на тему «Красавица речка»; выставка рисунков в публичном месте
«Птичья столовая» Традиционная – забота о зимующих птицах Наблюдение за птицами, ведение записей: какие птицы у нас зимуют; обсуждение: разным птицам – разные кормушки (бутылка – для мелких и смелых, открытая – для крупных и робких); рассматривание вариантов кормушек; сбор вместе с родителями заготовок; совместная с папами, дедушками, братьями работа по изготовлению и укреплению кормушек; передача их малышам (укрепить у окна)
Благодарственные письма старшим детям-помощникам – в школу; папам – на работу
«Батарейки» Рассказ о том, как выброшенная батарейка загрязняет окружающую среду Сбор отработанных батареек. Равное количество жетонов как за одну принесенную (а не выброшенную) батарейку, так и за десяток; работа с таблицей: сколько батареек принесли, сколько кротов, червей, жуков и других живых существ спасли Письмо в Биологический музей им. К. А. Тимирязева
«Аллея выпускников» Рассказ о том, как важно озеленять участки города, почему и чем это важно Выбор места для аллеи; посадка саженцев деревьев; изготовление именных табличек для своего дерева Открытие аллеи выпускников