Лучший педагог года

Проблема качества дошкольного образования

Ольга Романова
Проблема качества дошкольного образования

Качество дошкольного образования это характеристика системы дошкольного образования, которая отражает уровень соответствия реальных результатов в образовании с требованиями нормы.

Проблема улучшения качества дошкольного образования достаточно актуальная тема, поскольку происходит модернизация дошкольного образования, которая предполагает координационных решений на разных стадиях и ступенях системы дошкольного образования.

Публикация «Проблема качества дошкольного образования» размещена в разделах

В настоящее время цель улучшения системы оценки качества дошкольного образования оптимизация управления качеством дошкольного образования. Важно совершенствовать оценку качества образования и организовывать регулирующие процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования посредством процедуры этого качества.

Богуславская Т. Н. характеризует опыт оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации такими отрицательными факторами, как:

1. Нынешняя система оценки качества ДО ориентирована в первую очередь на «оценку образовательных условий дошкольной образовательной организации, а не на оценку результативности дошкольного образования в дошкольном учреждении, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка» [1]. Разработанные параметры оценки муниципалитетом не подходят ДОО, это связано с тем, что происходит ориентация на школу, а причиной является то, что в ДОО сложно диагностировать новообразования, а также сложно найти способы диагностики учебных умений.

2. Система оценки качества дошкольного образования в большей мере ориентирована на оценку образовательных условий, а не формы дошкольного образования.

3. Система оценка качества дошкольного образования выступает чаще всего в функции ревизора, а не института развития дошкольного образования, кроме того варианта, когда осуществляется конкурсная и грантовая поддержка дошкольных образовательных учреждений.

Из этого следует, что необходимо создавать и совершенствовать систему оценку качества образования для содержательной и организационной регулировки процессов обеспечения и повышения качества дошкольного образования посредством процедуры оценки качества.

Парамонова Л. А., Алиева Т. И. обозначили проблему потребности создания главных подходов к оценке качества образования. Они отмечают, что данные подходы должны быть одинаковы для педагогов и для контролирующих инстанций [3].

Богуславская Т. Н. выделяет следующие функции муниципальной системы независимой оценки качества :

1. Инструктивно-методическая. Создание параметров оценки учреждений разных форм, которые оказывают образовательные услуги.

2. Контрольная. Организация проведения оценочного процесса ДОО.

3. Аналитическая. Сбор и анализ данных по дошкольному образовательному учреждению, построение рейтинга дошкольных образовательных учреждений.

4. Информационная. К данной функции относится сообщение основных тенденций развития качества образования муниципалитету, другим дошкольным образовательным учреждениям, родителям, а также организация преемственности детский сад – школа.

Оценка качества образования в дошкольных образовательных учреждениях многоуровневая система. Каждый уровень оценки обладает своим объектом оценки, а эксперт должен четко осознавать на каком уровне и что именно отслеживается.

К показателям оценки качества дошкольного образования Зебзеева В. А. относит следующие показатели:

• психическое развитие ребенка;

качество образовательных условий;

• опосредованные показатели психического развития ребенка;

• здоровье ребенка [2].

Фтенакис В., Текстор М. Р. И др. ввели понятие «педагогическое качество», оно опирается на такие категории, как: благополучие дошкольника и вероятность развития в разных сферах (движения и координация тела, эмоционально-чувственная, социальная, интеллектуальная сферы); поддержка семьи в отношении психологической грамотности.

Также к оценкам качеству дошкольного образования можно отнести удовлетворение потребности в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие детей в дошкольном образовательном учреждении; сохранение, развитие и коррекция здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении; выбор дошкольного образовательного учреждения основной программы обучения и воспитания.

Таким образом, все параметры оценки качества дошкольного образования можно обобщить и представить следующими видами деятельности:

1. Образовательная. Оценка уровня качества программ образования и их методического обеспечения.

2. Развивающая среда. Оценка уровня оснащения предметно-пространственной среды.

3. Психологический климат в дошкольном образовательном учреждении.

4. Здоровьесберегающая деятельность.

5. Удовлетворение потребности общества в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Исходя из этого, можно сформулировать общие критерии оценки качества работы ДОУ :

• благополучие детей в дошкольном образовательном учреждении;

• готовность дошкольного образовательного учреждения к сохранению, развитию и коррекции здоровья дошкольника;

• ориентация дошкольного образовательного учреждения на успешность пребывания дошкольника на следующей ступени образования;

• удовлетворение потребностей общества в наличии и предоставляемых образовательных системой дошкольных образовательных учреждений.

К основным методам оценки качества образования относится следующие :

• изучение материалов самоанализа, нормативной правовой документации;

• анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения программы обучения и воспитания;

• наблюдение;

• анализ предметно развивающей среды;

• анализ планирования;

• анализ результатов диагностики.

Оценка качества дошкольного образования предполагает несколько этапов работы:

• определение показателей качества;

• определение критериев оценки;

• определение шкалы уровней достижения качества;

• разработка инструмента;

• сбор, анализ, трактование данных;

• распространение полученной информации;

• организация обсуждения;

• подготовка рекомендаций.

Таким образом, оценка качества образования сложный процесс оценки нескольких уровней.

Список использованных источников

1. Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012. № 4.

2. Зебзеева В. А. Системы дошкольного образования за рубежом : их педагогический потенциал //Научно-исследовательские публикации. – 2014. № 8 (12). – С. 161-166.

3. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. М. : ТЦ Сфера, 2014. 161 с.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Реализация ФГТ в ДОУ» В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. нормативно правовые документы федерального уровня.

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Автор публикации:
Проблема качества дошкольного образования
Опубликовано: 31 октября 2014 в 13:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД