Папки-передвижки

Проблема одаренности в детском возрасте

Марченкова Галина Александровна
Проблема одаренности в детском возрасте

Содержание:

Историческая справка

Сущность основных понятий одаренности

Одаренность

Виды одаренности

Способности

Талант

Склонность

Особенности развития одаренных детей.

Проблемы одаренных детей

Общество и одаренные дети

Проблема воспитания и обучения одаренных детей

Современные подходы к исследованию детской одаренности

Публикация «Проблема одаренности в детском возрасте» размещена в разделах

Дети Индиго

Немногие отличительные признаки детей Индиго

Свидетельства о неравенстве умственных возможностей людей имели место еще в древнейшие времена. Генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их «неземном», божественном происхождении (от лат. «гений» – дух). Значение, близкое к современному, термин «гений» приобрел лишь в эпоху Возрождения.

Эпоха за эпохой взгляды древних ученых модернизировались, но востребованы системой образования не были. Именно поэтому вплоть до создания первых специализированных учебных заведений, стимулом к изучению природы одаренности служил спонтанно возникший интерес к проблеме, свойственный любому исследователю. Первые объективные суждения об одаренных детях появились в начале прошлого столетия. Необходимость поиска резервов решения наиболее существенных задач, стоящих перед современным обществом, придает проблеме развития одаренных детей особую актуальность.

Сущность основных понятий одаренности.

Итак, индивидуальные различия наиболее явно выступают в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. При этом важно учитывать не только сами особенности ребенка, но их преимущества для роста способностей. Когда такого рода различия выступают при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности, они указывают на те особенности психики человека, которые и называют его способностями или одаренностью.

Истоки возникновения детской одаренности и ее развития в дошкольном возрасте наиболее последовательно начинали изучаться коллективом сотрудников лаборатории способностей НИИ дошкольного воспитания под руководством Л. А. Венгера. В качестве исходного момента была использована модель психики ребенка, согласно которой понятие одаренность раскрывается через понятие способности.

Итак, под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющийся на протяжении длительного отрезка его жизни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией. Согласно этой концепции умственно одаренный ребенок дошкольного возраста – тот, у которого наиболее развиты характерные для дошкольников способности и интерес к познавательной деятельности.

Виды одаренности : художественная, социальная, общая интеллектуальная.

Под способностями понимаются универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. Высокий уровень развития способностей позволяет одаренному ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, находить пути ее решения, создавая замыслы новых творческих продуктов. Таким образом, если словом «способности» принято называть отдельные психические свойства, то «одаренностью» называют своеобразное сочетание способностей у человека, единство, которое они составляют.

Б. С. Алякринский, И. Акимов и многие другие ученые в своих работах определяют такую составляющую одаренности, как «талант» - исключительные способности.  Талант – способность человека оригинально решать банальные задачи, которая проявляется, когда человек находится в диапазоне нормы. Если способности и талант проявляются в нескольких областях, говорят об одаренности. Одаренность и талант часто используются как синонимы, род и вид. Всякий талантливый ребенок является вместе с тем и одаренным, но не каждый одаренный может быть назван талантливым.

Следует с самого начала ввести еще одно понятие – «склонность». Употребляя это слово, психологи имеют в виду устойчивое стремление к каким-либо видам деятельности. Склонность, т. е. расположенность, тяготение к каким-нибудь видам занятий, - нечто большее, чем интерес к этим занятиям, хотя нередко развитие склонности начинается с интереса к той или иной сфере деятельности. Но интерес может и не перейти в склонность, так как склонность представляет собой расположенность только к личной непосредственной деятельности в данной области.

Склонности во многих случаях совпадают со способностями. Склонности – стремления, способности – возможности, но между тем и другим – глубокая взаимосвязь. С одной стороны, располагающая человека деятельность не может не содействовать развитию соответствующих способностей. Вместе с тем больше увлекает та деятельность, которая проходит успешнее, к которой человек более способен. Так, склонности и способности усиливают друг друга, развиваются вместе.

Особенности развития одаренных детей.

Познавательное развитие.

Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.  

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.  

Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.  

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.  

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.  

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.  

Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.  

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.  

Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.  

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.  

Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками

Физические характеристики.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.  

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Проблемы одаренных детей.

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы. Уитмор (1880, изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т. к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.  

Общество и одаренные дети

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

Неприязнь к школе.  Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.  

Игровые интересы.  Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.  

Конформность.  Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.  

Погружение в философские проблемы.  Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.  

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.  Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.  

Стремление к совершенству.  Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.  

Потребность во внимании взрослых.  В силу стремления к познанию       одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и    других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение

Проблема воспитания и обучения одаренных детей

На данный момент существуют различные методики выявления одаренности у детей. М Паррот разработала вопросы для родителей, которые помогут понять, в какой области ярко проявляются способности ребенка:

Если сравнить физическую активность вашего ребенка с активностью его сверстников, в чью пользу будет это сравнение?

В каком возрасте ваш ребенок научился:

вырезать картинки ножницами, раскрашивать рисунки внутри контуров,

завязывать шнурки,

писать печатные буквы алфавита, свое имя и другие слова,

переписывать или копировать стихи, рассказы,

называть буквы алфавита (в книгах, на вывесках и т. п. ,

читать и произносить свое имя по буквам, читать отдельные слова,

читать самые простые детские книжки, читать более крупные книги «про себя»,

считать до 20, называть время, считать деньги, запоминать телефонные номера.

Понимает ли ребенок некоторые вещи, которые являются слишком сложными? Например, какие?

Использует ли в своей речи сложные слова, говорит длинными предложениями?

Можно ли сказать, что ваш ребенок обладает необычайно хорошей памятью?

Современные подходы к исследованию детской одаренности

Анализ образовательной работы в ДОУ обуславливает два принципиально разных подхода. В одном детям предоставляется максимальная свобода действий, в другом – наоборот жесткая детерминация и необходимость следования указаниям взрослых. В первом случае ребенок движется в пространстве возможностей и у него развивается креативность, но данная свобода не гарантирует общего уровня детского развития, необходимого при обучении в школе. В другом случае, приобретая бесполезные для дошкольного возраста навыки, ребенок лишается возможности самореализации и личностного роста. Решение сложившейся ситуации исследователи видят в предоставлении возможности ребенку проявить свою индивидуальность в культурной форме. Для этого ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформлять результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты, т. е. проявлять умственную активность как в творческом, так и в интеллектуальном плане.

В результате проверки данной гипотезы на практике были сделаны выводы:

Развитие детской умственной одаренности может рассматриваться в контексте анализа нормативных ситуаций, возникающих в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Нормативная ситуация позволяет избирательно воздействовать на компоненты умственной одаренности дошкольников : познавательные способности, творческую и познавательную активность.

В зависимости от характера нормативных ситуаций, система образования может оказывать различное влияние на становление детской одаренности, поддерживая или затормаживая активность и инициативу ребенка.

Поддержка детской инициативы может осуществляться в двух формах: в продуктивной проектной деятельности, и в форме продуктивного взаимодействия – нормотворчества.

Дети Индиго

В середине 80-х годов в США вышла книга «Дети Индиго» супругов-психологов Ли Кэрролла и Джен Тоубер. Эта книга и по сей день печатается большими тиражами, хорошо продается и широко обсуждается. Авторы книги утверждают, что ребенок Индиго обладает необычными психологическими характеристиками и поведением. Таких детей они провозгласили как посланцев нового мира. Сейчас, по утверждению некоторых исследователей, таких детей около 30 миллионов, а есть даже суждения, что из каждых десяти детей девять — Индиго!

Есть дети-вундеркинды, проявляющие хорошие способности при освоении основ наук. Они, как правило, хорошо учатся в школе и вузе. Что же касается детей Индиго, то их успеваемость не всегда на высоте, потому что им не интересен процесс стандартного обучения. Ребенок Индиго — одаренный, а не просто способный, т. е. обладает врожденными дарами и талантами, а не просто хорошо обучается. В зарубежной литературе настойчиво звучит мысль: дети Индиго гении в том, к чему предназначены, они способны делать открытия интуитивно, не на основе имеющихся знаний, обеспечивая тем самым эволюцию человечества, привнося в общество новые взгляды и идеи.

Немногие отличительные признаки детей Индиго.

особая чувствительность к потребности всего живого в уважении, независимости, любви и сочувствии.

запрещение ограничивать себя устаревшими идеалами или догмами.

обостренность всех органов чувств, из-за чего часто наступает раздражение и перегрузка и возникает ощущение нездоровья.

трудность расстаться с какими-то предметами, так как слишком высоко ценят в вещах не материальное, а «душу» этих вещей.

не различение границ между игрой, учебой, отношениями и работой. Все эти аспекты соединяются для них в единый жизненный опыт.

прекрасное чувство правильности, им не нужна дисциплина как ограничение.

чрезвычайная высокая энергетика.

некоммуникабельность, особенно если рядом нет им подобных,

ранняя компьютеризация.

философский подход к жизни, отличающийся глубиной и оригинальностью.

Также у многих «индиго» с самого рождения хорошо развиты целительские и экстрасенсорные способности.

Список литературы:

Богоявленская Д. Б. Одаренность : предмет и метод // Магистратура. 1994, - № 6.

Гильбух Ю. Э. Внимание: одаренные дети. – М. : Знание, 1991.

Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. М. : Академия, 2000.

Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. – М., 1965.

Программа «Одаренный ребенок» : основные положения / Л. А. Венгер и др. М. : Новая школа, 1995.

Белова Е. Одаренные дети //Дошкольное воспитание. 1991, - № 4-5.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Коррекционно-развивающая программа Задачи программы: 1. развитие коммуникативных навыков. 2. развитие произвольного внимания; 3. развитие.

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств у ребёнка Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений. Интерес к.

Проблема и профилактика агрессивности в межличностных отношениях дошкольников Проблема и профилактика агрессивности в межличностных отношениях дошкольников Астанакулова П. В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Среди проблем неполных семей особенной острой предстает проблема ее функционирования.

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС начального общего образования В законе РФ «Об образовании» придается большое значение развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей. Очень важным.

Создание условий для развития детской одаренности в образовательной среде МБДОУ Создание условий для развития детской одаренности в образовательной среде МБДОУ №15 «Кэнчээри» На данном этапе развития системы образования.

Создание условий в семье для творческого самовыражения детей как один из показателей детской одаренности СЛАЙД 1 Представляю вашему вниманию опыт работы по теме: Создание условий в семье для творческого самовыражения детей, как один из показателей.

Проблема социализации ребенка средствами искусства и игры УДК 372.3 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА И ИГРЫ © 2014 И. В. Груздова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности»Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности» Тренинг для воспитателей "Самое важное о детской одаренности"Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития.

Элективный мутизм: проблема, подходы, развивающие технологии Элективный мутизм - это полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема одаренности в детском возрасте
Опубликовано: 26 августа 2016 в 12:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД