Светлана Веселко
Проблема преемствености между дошкольным и школьным начальным образованием
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема преемственности не нова. Все правительственные документы, касающиеся воспитания и обучения подрастающего поколения, научно-методическая литература, выступления педагогов рассматривают преемственность между двумя звеньями образования как основное средство его непрерывности.
Что же такое преемственность?
Преемственность – как закономерность развития предполагает связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию.
Публикация «Проблема преемствености между дошкольным и школьным начальным образованием» размещена в разделах
Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе сплошного отрицания старого, а на основе аккумулирования самого существенного из пройденных стадий.
Первым шагом к решению проблемы преемственности является система непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главная задача в осуществлении преемственности – согласованность целей дошкольного и школьного начального образования. Следующее направление в осуществлении преемственности – согласованность в содержании обучения, - выбор программ, учебных пособий, которые естественным образом переходили бы от дошкольника к младшему школьнику.
Статус государства образовательного учреждения позволяет создать условия для совершенствования содержания образования и поиска новых технологий, осуществлять принцип преемственности учебно-воспитательного процесса между детским садом и школой.
Для осуществления преемственности в нашей прогимназии №1 разработана «Программа действий по реализации преемственности по схеме : детский сад – начальная школа».
Цель программы – обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на протяжении процесса получения образования в прогимназии.
Реализация преемственности между звеньями детский сад – начальная школа обеспечивает создание системы непрерывного образования с учетом :
- сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка, его готовности к школьному обучению (на дошкольной ступени образования);
-опоры на уровень достижения дошкольного детства; сформированость умений учиться; освоение новых форм взаимодействия с окружающим миром (на начальной ступени);
- то, что вся работа с учащимися прогимназии исходит из принципа «не навреди», и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.
Одними из существенных результатов преемственности связей между звеньями обучения мы ставим: развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой – в дошкольном; учебной – в младшем игровом возрасте). Как важного фактора в психологическом и личностном развитии ребенка и его безболезненной адаптации к последующей ступени образования.
В дошкольном возрасте особое внимание мы обращаем формированию психологической готовности к школе, развитию восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности, работе по воспитанию нравственно-волевых качеств, самостоятельности, инициативности.
В начальной школе мы уделяем особое внимание на диагностику и целостное развитие способностей младшего школьника, формирование умения, мотивов и желания учиться; на овладение элементами творческой самореализации, на культуру речи, поведения, основы личной жизни и здорового образа жизни.
Осознавая актуальность проблемы преемственности, мы решили рассматривать её в разных аспектах:
- создание необходимых условий для непрерывного обучения;
- создание целостной системы воспитательно-образовательной работы д/с и начальной школы;
- расширение физкультурно-оздоровительной работы;
- формирование педагогического коллектива как профессионального, творчески работающего в режиме осуществления педагогических идей;
- оптимизация психолого-педагогического просвещения родителей.
Непрерывное обучение мы осуществляем с целенаправленного выбора новых и аналитического пересмотра уже имеющихся программ, а так же поиска связующих звеньев.
Проблема преемственности в содержании программы обучения детей детского сада и начальной школы возникла при анализе современных требований к уровню образования. Проблема состоит в том, что, обучаясь по традиционным программам, дети нередко теряют темпы интеллектуального развития, учебную мотивацию, творческие способности. Сегодня без занятий, способствующих развитию интеллекта уже невозможно представить процесс подготовки ребенка к школе. Детей можно и нужно учить мыслить. «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применить». Отсюда возникла необходимость выбора и создания условий для реализации новых программ, методик.
Выбор образовательной системы «Школа 2100» делает нашу идею реальной. Работа, по этой программе начатая в 1998г, позволила нам осуществить преемственность воспитания в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, создать систему диагностики коррекционной работы, отладить единый подход в работе педагогов, медработников, перейти к личностно- ориентированному обучению, сохранить адаптационный период у детей. Что такое «Школа 2100»? Во-первых, - это образовательная программа; во-вторых, - это образовательные технологии; в-третьих, - единый комплекс учебников и пособий. Цель программы «Школа 2100» - выращивание функционально – грамотной личности, для которой главное – не набор знаний, а умение ими пользоваться, «решать самые разные жизненные задачи, оставаясь при этом человеком».
В сентябре-октябре каждого года мы планируем:
1. Диагностирование первоклассников и детей подготовительной группы психологом.
2. Составление учителями 1-х классов таблицы развития общеучебных умений.
3. Творческая встреча воспитателей детского сада, выпустившую подготовительную группу и учителей начальных классов, набравших 1-е классы.
В апреле-мае состоится очередной семинар теоретического и практического характера по теме: Психолого-педагогические основы преемственности в работе детского сада и школы по воспитанию нравственности. В программу семинара были включены следующие мероприятия:
1. Обсуждение
- нравственные качества старших дошкольников;
- формирование положительных чувств и эмоций у дошкольников;
- формы современной работы учителей и воспитателей по предупреждению пед. запущенности;
- проблемы преемственности дошкольного и начального образования;
- основы организации успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников.
Кроме совместных семинаров в прогимназии №1 по проблеме преемственности в этом году проводили:
1. Экскурсии дошкольников в первый класс прогимназии №1; посещение музея, музыкального, физкультурного залов, компьютерного класса.
2. Знакомство учителей будущего 1 класса со своими воспитанниками.
3. Проведение мероприятий, организуемых школой : театр для дошкольников.
4. Совместная выставка детских работ учеников 1 класса и подготовительной группы.
5. Присутствие на торжественной линейке детей подготовительной группы.
6. Приглашение учеников начальных классов на новогодний карнавал.
7. Совместные туристические походы.