Регина Коннова
Проблема развития песенного творчества у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Коннова Р. С., магистр педагогики
Творческое развитие – необходимое условие жизнедеятельности человека, так как без творчества не возможно движение по пути прогресса. Музыка глубоко воздействует на эмоциональную сферу человека, особенно в детском возрасте. По выражению Б. М. Теплова это - «эмоциональное познание». Музыка дает ни с чем не сравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому [3].
Публикация «Проблема развития песенного творчества у дошкольников» размещена в разделах
Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, т. е. детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия.
Музыка – естественная среда для развития ребенка, которая может способствовать гармоничному сочетанию всех сторон личности. Разнообразные виды музыкальной деятельности представляют большие возможности для обогащения целостной личности ребенка и для развития его специальных способностей.
Пение является одним из видов музыкальной деятельности. Оно занимает особое место во всестороннем развитии ребенка. Певческий голос является первым музыкальным инструментом, технику которого человек может усвоить с самых малых лет. Песню ребенок может исполнять по своему желанию, в различных ситуациях и в любое время. Воспитательное воздействие песни велико благодаря единству музыки и слова. Пение имеет огромное влияние на всестороннее развитие личности. В процессе пения развиваются эстетические чувства, нравственные отношения, активизируются умственные способности.
Значительные успехи в разработке проблем музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста в процессе обучения их пению достигнуты рядом авторов (Н. А. Ветлугина, А. Д. Войнова, Т. В. Волчанская, Р. Т. Зинич, А. И. Ходькова).
Изучением проблемы развития песенного творчества детей занимались Н. А. Ветлугина, А. И. Катинене, А. И. Ходькова, М. А. Медведева и др.
Первые творческие проявления, эмоциональные переживания возникают в процессе пения. Также благодаря певческой деятельности активно формируются интересы, развиваются музыкальные и творческие способности.
Важно дать ребенку возможность полноценно раскрыть свои задатки и развить качества, необходимые для того, чтобы реализовать творческие потребности в разных видах музыкальной деятельности, в том числе певческой.
Одним из важных педагогических условий развития песенного творчества у дошкольников является комплексный подход, направленный на организацию систематического и последовательного воздействия на личность ребенка (интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую сферы) основанный на взаимосвязи содержания и методов обучения, направленный на оптимальное овладение детьми системой современных знаний и развитие познавательных и музыкально-творческих способностей.
Некоторые аспекты детского музыкального творчества в певческой деятельности остаются мало изученными, несмотря на имеющиеся теоретические исследования, а также наличие интересного практического опыта работы в данном направлении. Комплексному музыкально-творческому развитию дошкольников посвящены работы таких ученых-исследователей, как: Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова, А. И. Катинене, А. И. Ходькова, Т. И. Колесникова, Л. М. Машковцева, Л. В. Школяр и др.
Детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх: поют куклам колыбельную, придумывают мелодии на заданный текст, охотно сочиняют песенные мелодии в различных жанрах.
Для развития песенного творчества у ребёнка нужно развить основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме этого, для творческих проявлений необходимо воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях[2].
Детское творчество, как отмечает Л. С. Выготский может возникать только из детских интересов [1].
Успешность творческих проявлений детей в певческой деятельности зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Большинство из детей овладевают ими к старшему дошкольному возрасту.
Песенное творчество детей, как бы ни было скромно по своим результатам, всегда выражает их переживания, рожденные жизнью. Чтобы творчество ребенка развивалось успешно, строить занятия нужно методически правильно, самое главное - без принуждения, через заинтересованность по отношению к творческим действиям. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому со стороны педагога требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей.
Педагог организует процесс общения с ребенком посредством музыкального искусства и при этом обнаруживает самые первые проявления детского творчества и активно развивает их в дальнейшем. Исследования (А. Г. Исмагиловой, В. А. Кан-Калика, А. А. Коротаева, А. К. Марковой, Т. С. Тамбовцевой и др.) показывают, что на особенности общения педагога с детьми накладывает отпечаток стиль общения, основу которого составляют индивидуально-психологические свойства педагога.
Творчество занимает одно из первых мест составляющих систему воспитания, поэтому в каждом ребенке надо обязательно поддерживать любое стремление к самовыражению. Важно дать ребенку возможность полноценно раскрыть свои задатки и развить качества, необходимые для того, чтобы реализовать творческие потребности в разных видах деятельности.
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., Просвещение, 1967.
2. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., Педагогика, 1998.
3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей: - М., Наука, 1947.