Папки-передвижки

Проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду

Ольга Масленникова
Проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду

1. Теоретическое обоснование проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду.

В последние годы все меньше бабушек и дедушек соглашаются сидеть дома с внуками, которым уже исполнилось 3 года, и причина этого часто кроется в активности детей, их неисчерпаемой энергии, которая требует выхода. Мамы детей, отсидев 3 года дома, часто мечтают вернуться на работу, почувствовать себя социально нужными и интересными. Для большинства семей выход из этой проблемы заключается в поступлении ребенка в детский сад.

Публикация «Проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду» размещена в разделах

Детский сад- это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. У ребенка формируется произвольное поведение и саморегуляция, в уровне развития которых залог успешности будущего первоклассника. Важно и то, что в детском саду, вопреки мнению сторонников семейного воспитания, все вышеперечисленные качества формируются и воспитываются в игровой деятельности. Игра для дошкольника- это не просто возрастная потребность, к которой стоит относиться снисходительно. Это ведущий вид деятельности ребенка. В ходе которого формируются важнейшие качества личности маленького человека.

Плюсы детского сада для социально-психологического развития дошкольника несомненны, но существуют проблема- единичные дети, поступая в садик, чувствуют себя там комфортно и спокойно как дома. Подавляющее большинство детей проходит через то, что специалисты называют адаптацией.

Адаптация- это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта- биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часть болеют).

Составляя прогноз адаптации, необходимо учитывать следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста :

• частые заболевания матери

• несоответствие домашнему режиму ясельному

• недостаток эмоционального общения в первый год жизни

• резкие отношения между родителями

• ранее искусственное вскармливание

• вторая и третья группа здоровья

• заболевания ребенка в первый год жизни

При наличии 4-5 и более факторов риска наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.

Существует три типа протекания адаптации :

1) благоприятное- отсутствие невротических реакций, стабилизация психоэмоционального состояния в течении 20-30 дней в рамках графика адаптации;

2) условно- благоприятное – легкое невротические реакции в течении 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризисный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года, стабилизация психоэмоционального состояния в течении 30-75 дней (до 2,5-ой месяцев);

3) Неблагоприятное- длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно- психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психоэмоционального состояния более 75-80 дней (до 3-х месяцев).

Адаптация закончена, если:

• у ребенка стабильное положительное психоэмоциональное состояние в течении недели

• у него отсутствуют заболевания;

• есть динамика массы тела;

• есть динамика психомоторного развития.

Успешность адаптации ребенка в детском саду зависит как от его индивидуальных особенностей, так и от подхода воспитателя группы и поведения родителей.

2. Система мероприятий по адаптации ребенка в детском саду

Система мероприятий по адаптации младшего дошкольника в детском саду складывается из нескольких составляющих:

1. Работа с родителями;

2. Работа с ребенком.

Задача воспитателя в работе с родителями- научить их, заранее подготовить ребенка, снизив возможность неблагоприятного течения адаптации.

В работе с родителями я использую следующие правила:

1. Выработайте в себе уверенность, что детский сад- подходящее место для Вашего ребенка. Старайтесь относиться к этому адекватно и оптимистично. Чтобы выявить все плюсы и минусы, возьмите листочек и в двух колонках напишите все позитивное и негативное, касающееся поступления ребенка в садик.

2. Приучайте ребенка к активному взаимодействию с другими детьми. Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дате ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации. Учите ребенка, как начать и закончить разговор, познакомиться.

3. Старайтесь регулярно менять место прогулок. Пользуйтесь транспортом.

4. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми раннего возраста- учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие- показывайте, как это надо сделать.

5. Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон, до игр и занятий. Роль ребенка сначала выполняет игрушка, а потом может выполнять сам ребенок или мама.

6. Начинайте осваивать теорию детского сада, приходите на утренние и вечерние прогулки, познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку.

Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой, чтобы получить как можно больше разнообразной информации. Ем больше информации, тем меньше тревог.

7. Создайте режим дома, аналогичный режиму детского сада, чтобы ребенку легче было привыкать.

После того, как предварительная подготовка была проведена родителями, ребенок начинает посещать группу. В этом процессе также существуют определенные правила.

1. Пребывание ребенка в группе детского сада начинается с кратковременного посещения, не более 2-х часов. Если ребенок уже знаком с некоторыми детьми и воспитателем, ему будет несложно побыть с ними до прихода мамы.

2. Чтобы ребенок чувствовал себя увереннее, можно дать ему с собой игрушку или книжку. Дома мама может спросить, что в садике делала его игрушка, что ей понравилось или не понравилось.

3. Иногда ребенок легче переносит уход родителя, если в садик его отводит родственник, к которому он менее привязан, например, папа или дедушка. Забирать ребенка лучше маме, чтобы ребенок не сомневался в возможности ее прихода за ним.

4. Никогда нельзя пугать новенького ребенка тем, что мамам оставит его в саду, если он будет плохо вести себя. Это вызовет у ребенка сильнейший страх, преодолеть который будет непросто.

5. В период адаптации к детскому саду в жизни ребенка не должно быть никаких других потрясений.

6. В среднем адаптация занимает от 2 недель до 1 месяца. За это время ребенок должен перейти на полное посещение детского сада с приемом пищи и сном. Воспитатель обязательно должен обратить внимание на то, не стесняется ли ребенок ходить в туалет вместе с другими детьми, какие продукты он любит, а какие нет.

Рекомендации из личного опыта.

В первую неделю посещения детского сада ребенок не должен оставаться без присмотра воспитателя или няни, если воспитатель проводит занятия. Как бы ребенок не вел себя, нельзя повышать на него голос, ругать, стыдить. Его поведением руководит страх быть покинутым самыми близкими людьми.

Если ребенок легко идет на контакт с другими детьми, старайтесь организовать спокойную игру с вовлечением ребенка, прошедшего период адаптации. Если присутствие других детей беспокоит ребенка, найдите ему спокойное занятие: рисование, лепку, рассматривание картинок, складывание кубиков.

Для плачущих детей я придумала игру «Собери слезинки». В красивый флакончик из под духов я предлагаю ребенку собрать его слезинки, чтобы потом полить один маленький красивый цветочек. Если цветочек полить простой водой, он завянет, поэтому мы собираем слезки детей в этот пузырек и поливаем цветочек. Я даю ребенку понюхать пузырек, который приятно пахнет духами. Как правило, заинтересовавшись, ребенок перестает плакать.

Еще один из приемов адаптации- экскурсия по группе и детскому саду. Ребенок знакомиться с обстановкой в своей группе, обходя учебную зону, спальню, умывальник, живой уголок. Вместе с воспитателем обходя детский сад, ребенок убеждается, что в садике много детей, которым нравиться ходить в сад каждый день.

Я всегда учитываю темперамент ребенка, подстраивая темп собственной речи к темпу его восприятия, и предлагаю ему те игры и занятия, которые в большей степени способны его увлечь и избавить от беспокойства.

Приучая ребенка к питанию в детском саду, первое время я не настаиваю на этом, просто предлагая ребенку попробовать то, что ему нравиться. При этом я спрашиваю мнение других детей о еде, прошу их посоветовать новенькому ребенку, что сегодня самой вкусное. Стараюсь использовать стихи и потешки в которых говориться о еде. Если ребенок категорически отказывается от пищи, прошу маму приносить из дома что-нибудь легкое, привычное ребенку, но не сладкое, например, фрукты или йогурты.

Если ребенок, посещая сад, берет с собой любимую игрушку, я использую ее в качестве примера правильного поведения : «Смотри, как твой Мишка хорошо кушает кашку. Наверное, она сладкая, медведи любят сладкое. Он и чай пить будет. А ты хочешь ложечку попробовать

После того, как ребенок перестал плакать и начал есть в детском саду, приходит черед приучения его к дневному сну. Приучая ребенка к тихому часу, я не требую сразу, чтобы он непременно спал, но объясняю ему, что другие дети будут спать, поэтому шуметь нельзя, нужно лежать тихо. Рядом ребенок кладет свою игрушку, укачивает ее. Постепенно ребенок и сам может незаметно заснуть.

Еще одна проблема, которая встречается в период адаптации ребенка, это посещение туалета. Обычно эта проблема решается при помощи наблюдения за другими детьми. Необходимо установить четкий режим посещения туалета для всех детей.

Если в течение месяца ребенок силами воспитателей и родителей не адаптируется к детскому саду, необходима помощь психолога и выявление моментов, препятствующих адаптации.

В заключении хочу остановиться на том, чего нельзя делать родителям во время адаптации :

1. Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все- таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент не выдержали и повернули вместе с ребенком обратно, малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого.

2. Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день. Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда.

3. Самим бояться разлуки с ребенком. Дети необыкновенно чувствительны. Сцена со слезами в раздевалке- совсем не лучшее начало дня для малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация по адаптации 1 слайд - Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд - Что такое адаптация 3 слайд - Цель и задачи адаптации 4 слайд - Степени адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 20:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД