Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений

Елена Кубарь
Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений

Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений.

Дети – это наше будущее, те, кому мы передадим наши знания, наш опыт, наше наследие, кто будет жить в России завтра, кому дальше укреплять и обогащать культурное наследие нашей страны.

Каково же положение детей в нашей стране на сегодняшний момент? Ребёнок прежде всего часть семьи, а сейчас российским семьям живётся очень непросто. Сложившиеся в России социально-экономические условия привели к увеличению психоэмоционального стресса населения. Многие семьи живут в обстановке экономического кризиса и экологического неблагополучия. Ускорение ритма жизни, введение инновационных технологий, к сожалению, лишь ухудшили ситуацию. Люди, не уверенные в завтрашнем дне, живущие в постоянном стрессе, на которых ежедневно выливается огромное количество информации, испытывают огромное психологическое напряжение. В современном обществе устои семьи претерпевают неблагоприятные изменения, разрушается преемственность поколений.

Психически и физически здоровые дети – это будущее нашей нации,но статистика на сегодняшний день печальна:

• более 90% детей, посещающих ДОУ, имеют различные проблемы со здоровьем

• более 1 млн. детей являются практически инвалидами

• лишь 14% выпускников средней школы можно считать действительно здоровыми

• число неполных семей за последние годы выросло на 3% (6,2 млн., из них более 5,6 млн. матерей и 634,6 отцов-одиночек. Более половины нерадивых родителей систематически не выплачивают алименты

• неблагополучна и ситуация с подростковыми родами. Более 23 тыс. детей родилось у несовершеннолетних родителей, среди них наблюдалось большее число отказов от ребёнка. Ежегодно только по официальным данным производится более 76 тыс. абортов, а по неофициальным их в 3-4 раза больше. Уполномоченный по делам несовершеннолетних В Астахов говорит, что «такой ситуации, как сложилась у нас в эти годы, не было ни во времена Гражданской, ни Великой Отечественной войны»

• по показателям социального здоровья детей и подростков ситуация не менее плачевна. Около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются, на них приходится 40% всей детской преступности; более 2 млн. детей бродяжничают. Число детей-сирот превышает 480 тыс., это так называемые социальные сироты, имеющие живых родителей.

насилию в семьях подвергаются 40% детей.

• за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла вдвое.

• к 17-летнему возрасту половина подростков уже составляет группу риска, причём девушек среди них на 10% больше, чем юношей.

• среди детей растёт заболеваемость туберкулёзом, СПИДом, сифилисом, гепатитом В и С.

Эти явления часто обусловлены различными видами насилия, с которыми сталкивается ребёнок.

В России количество случаев жестокого обращения в семьях с каждым годом растёт. Насилию ежегодно подвергается до 2 млн детей и подростков. Однако вынесение данного вопроса на обсуждение долгое время было запрещено. Отчасти это объясняется русским менталитетом. Христианское принятие страдания, терпение является ключевым для русского характера. К тому же долгое время было не принято «выносить сор из избы». Также, люди часто отождествляют насилие с дисциплинарным наказанием, необходимым для воспитания ребёнка. Отсюда возникает своеобразное «снижение чувствительности» к проявлениям насилия над детьми.

Что же входит в понятие «насилие над ребёнком»?

Насилие над ребёнком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребёнка со стороны другого человека (ребёнка или взрослого, семьи, группы или государства, угрожающее его физическому или психологическому здоровью.

Насилие – это не всегда причинение физического вреда человеку. Оно может быть также эмоциональным или социальным, а также в форме террора по отношению к своим домочадцам. Довольно часто психологическая травма существенно превышает травму физическую.

С точки зрения психологии и педагогики насилие всегда сопровождается негативными переживаниями, стрессом, депрессивным состоянием, болью,негативными эмоциями: ожесточённостью, шоком, страхом, ненавистью и т. д. Всё это может привести к саморазрушению личности и нанести ей непоправимый вред.

Причин возникновения насилия может быть несколько. Это и следствие негативного личного жизненного опыта индивидуума (так называемые травмы детства, и социальная и психологическая декомпенсация (перенос собственных негативных эмоций на более слабых).

Виды насилия:

• физическое насилие. На них приходится более 60% всех видов насилия, причём нередко окружающие считают, что «родитель имеет право воспитывать ребёнка».

• эмоциональное насилие. Это периодическое или постоянное словесное оскорбление ребёнка (брань, крики, угрозы, унижение его достоинства, запугивание, совершаемые в его присутствии насильственные действия по отношению к другим членам семьи, похищение ребёнка.

• к эмоциональному насилию также относятся постоянная ложь, обман, невыполнение своих родительских обязанностей, проявление к ребёнку требований, несоответствующих его возрасту, отвержение ребёнка, демонстрация нелюбви к нему, акцентирование внимания только на отрицательных чертах его личности.

• пренебрежение нуждами ребёнка. Это оставление ребёнка без присмотра, не предоставление питания, одежды, жилья, отсутствие должного внимания, опеки, защиты. По статистике это больнее всего бьёт по первой возрастной группе.

• сексуальное насилие (опасно прежде всего своими тяжёлыми психологическими травмами).

Факторы риска насилия в семье

На какие же семьи следует прежде всего обратить внимание специалистам, работающим с детьми?

• на семьи с неправильным, неадекватным психологическим стилем воспитания, где присутствует эмоциональное отвержение ребёнка, гиперопека или гипоопека, вера в воспитательный потенциал физического наказания.

• нестабильные и неполные семьи.

семьи с длительным раздельным воспитанием детей.

• асоциальные дезорганизованные семьи с систематической алкоголизацией и наркоманией (именно в таких семьях источниками насилия чаще всего выступают близкие люди).

семьи с критически низким уровнем достатка.

• многодетные семьи, где многодетность является не осознанным выбором, а следствием ассоциального образа жизни.

семьи, где есть усыновлённые дети и дети с умственными или физическими отклонениями (если усыновляют для получения материальных дотаций или если поведение ребёнка не соответствует ожиданиям, т. е. ребёнок не становится родным).

Некоторые особенности детей, провоцирующие насилие:

• дети с гиперактивностью

• нелюбимые или нежеланные дети

• дети с физическими или психическими отклонениями

Нас, педагогов-воспитателей, также волнует проблема насилия над ребёнком.

Чтобы составить адекватную картину внутрисемейных отношений специалист может использовать такие методы,как: анкета, беседа с родителями, опрос, сбор сведений о родителях, интервью с родителями, визуальный сбор информации, а также разговор с самими детьми.

Анализировать результаты исследования нужно в комплексе с другими методами: анализом рисунков детей, анкет родителей и др. материалами.

Это поможет педагогу составить себе примерное представление об атмосфере, царящей в той или иной семье, а это, в свою очередь, поможет в плане бесед с родителями о проблеме насилия в семье.

Бывает и так, что многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, даже не догадываются об этом.А ведь:

- физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

- дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

- когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

- жёсткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми.

Если ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не надо сразу же его наказывать. Аллан Фромм, ведущий американский специалист в области педиатрии,детской психологии и психиатрии по этому поводу сказал: «Если отшлёпать малыша, да к тому же побольнее – это непременно приведёт к результату – он быстро научится бояться… вовсе не того, что нельзя делать, а ВАС. Вы преобразили его поведение, желание заменили страхом, а это самое худшее, что можно сделать для психического здоровья ребёнка».

Итак, чем же можно заменить физическое или эмоциональное насилие?

- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

- Объяснением. Нужно спокойно объяснить ребёнку, почему его поведение неправильно.

- Неторопливостью. Не надо спешить с наказанием, надо подождать, повторится ли проступок снова.

- Наградами. Награды действуют более эффективно, чем наказания. Но «никогда не делайте подарки детям, только для того, чтобы добиться от них послушания» (Аллан Фромм).

- Похвалой. Надо почаще хвалить ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Некоторые советы родителям.

1. Не надо пытаться сделать из ребёнка *самого-самого*. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Надо хвалить его за то, что он знает, и не ругать за то, что он не умеет делать то, что умеют другие.

2. Не надо сравнивать вслух ребёнка с другими детьми.

3. Не надо требовать от ребёнка благодарности,исключить из своего словаря фразы типа: «Вот, я старалась, а ты.», «Я тебя растила, а ты.»

4. Стараться порицать или ругать ребёнка (если уж до этого дошло) без свидетелей. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым.

5. Надо постараться видеть в своём ребёнке больше хорошего, чем плохого.

Вывод

Случаи, когда насилие к детям совершает посторонний человек, составляют очень небольшой процент преступлений. Большая часть насильственных действий совершается близкими и членами семьи ребёнка. Насилие со стороны близкого человека наносит больший психологический вред, чем насилие со стороны постороннего, так как нарушает основной принцип существования семьи: безопасное существование в ней её членов.

Нам, педагогам, отводится здесь немаловажная роль. Не только обеспечить полноценное и плодотворное развитие детей в детском дошкольном учреждении, но и по возможности, выявить, предупредить и принять меры по обеспечению безопасного полноценного существования маленького человечка в родной семье.

Публикации по теме:

Фотоотчет об акции «Дом без насилия!» в средней группеФотоотчет об акции «Дом без насилия!» в средней группе 15 апреля 2019 года в Беларуси стартовала профилактическая акция «Дом без насилия!». Инициаторами такой акции стали Министерства внутренних.

Сценарий квест-игры для родителей «Мы против насилия и жестокости» Тема «Мы против насилия и жестокости» Цель: создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению.

Классный час по профилактике насилия: «Моя жизненная лестница» Классный час по профилактике насилия: «Моя жизненная лестница» Подготовила и провела педагог-психолог : Алыкова Наталья Александровна.

Родительское собрание «Семья без насилия» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Дубравушка» города Балашова Саратовской области».

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей «Психологические проблемы детско-родительских взаимоотношений» Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем,.

Культура взаимоотношений в семье “Культура взаимоотношений в семье”.         Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми.

Последствия семейного насилия для ребенка Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для.

Проблемы трудового воспитания в современной российской школе В последнее время ученые и прогрессивные педагоги отечественного образования пытаются ответить на вопрос о нарастающих проблемах современного.

Влияние домашнего театра на установление положительных взаимоотношений в семье Углублению интереса детей к эмоциональному состоянию близких людей служат мини-этюды, направленные на развитие умений различать средства.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 20:13
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том, как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование интереса к...
Мастер-класс по созданию коллективной аппликации-коллажа «Мой любимый Бузулук» детьми...
Цель: Закреплять знания старших дошкольников о родном городе. Совершенствовать навыки изображения города с помощью материалов сделанных своими руками в...
Рисуем весенний пейзаж с ребенком подготовительной к школе группы на тему «Ранняя...
Для пополнения методической копилки педагогов предлагаю образец рисования пейзажа с ребенком подготовительной к школе группы на тему: «Ранняя весна....