Получи документы

Проблемы взаимоотношений детей раннего возраста со взрослыми

Татьяна Кокорина
Проблемы взаимоотношений детей раннего возраста со взрослыми

Основу педагогики раннего детства составляют теоретические концепции, разработанные в трудах Л. С. Выгодского, С. Л. Рубенштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и других ученых.

Труды основоположников преддошкольной педагогики профессоров Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной показали, что раннее детство характеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. В раннем детстве ведущими для ребенка являются эмоциональное общение со взрослыми, затем манипулятивная и предметная деятельности.

Публикация «Проблемы взаимоотношений детей раннего возраста со взрослыми» размещена в разделах

Исследуя проблемы детей раннего возраста, К. Л. Печора и Г. В Пантюхина заостряют внимание на роли взрослого. Ученые отмечают, что общение становится источником развития детей уже в первые месяцы жизни. Очень рано у малыша возникает интерес к другим детям, он может подолгу рассматривать ребят или проявлять при их виде радость. На втором году жизни формируются некоторые социальные черты личности — любовь к близким, сочувствие сверстникам, ярко проявляются познавательные интересы, которые малыш активно выражает при общении с взрослыми. (1)

М. И. Лисина, рассматривая организацию общения детей со взрослыми, выделяет три этапа в общении:

1. Этап новорожденности (охватывает первый месяц жизни)- совершается подготовка младенца к контактам с окружающими людьми;

2. Этап эмоционального общения (с 2-х до 6-ти месяцев)- появляется комплекс оживления. У ребенка складывается качественно новое отношение со взрослому - не как к объекту, а как к субъекту, партнеру по общению;

3. Этап делового общения (охватывает второе полугодие жизни)- желание общаться ребенок выражает позами, жестами, появляется новая основная деятельность- манипуляция предметами.

Исследователь также определяет четыре признака наличия общения у младенца с взрослым :

• взгляд в глаза взрослого;

• ответная улыбка в конце первого месяца жизни;

• инициативные улыбки и двигательные оживления;

• стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым.

Общение совершается благодаря факторам:

1) органические нужды ребенка;

2) потребность в впечатлениях

3) опережающая инициатива взрослого

4) условия воспитания ребенка.

По мнению М. И. Лисиной, чтобы обеспечить включение механизма формирования общения необходимо выполнить три воспитательные задачи: относится к ребенку как к личности, организовать контакты взглядов, ответно подкреплять улыбку ребенка. (2)

Л. Н. Павлова, С. Л. Новоселова, Л. И. Каплан отмечают, что коммуникативная потребность побуждает ребенка активно искать контакты с окружающими людьми. Систематическое общение со взрослыми, его словесное эмоциональное воздействие обогащают детей первого полугодия жизни и значительно и значительно блаоприятствуют их познавательному развитию.

Линия развития общения взрослого с ребенком осуществляется от более простой формы к более сложной. Во втором полугодии жизни ребенка взрослый выступает не только в качестве организатора, но и активного партнера, знающего, чего он должен добиваться от ребенка, чему его научить. Общение принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит ребенка с окружающей действительностью. Исследователи дают следующие рекомендации в общении с ребенком:

взрослый должен удовлетворить развивающуюся у ребенка потребность в освоении окружающего, обеспечить ему достаточную двигательную активность, продумать и организовать окружающую среду, осуществить методически правильный подбор предметов, игрушек;

взрослый должен проявлять к ребенку исключительную чуткость, развивая постепенно его возможности в освоении окружающего; отношение к себе. (3)

С. Теплюк утверждает, что чувство свободы и собственного достоинства с самых первых дней жизни ребенка не должны попираться ни родителями, ни педагогами в детских учреждениях. (4)

Исследователи Ю. Разенкова и С,Теплюк определили, что главная особенность коммуникации со взрослым у детей раннего возраста состоит в том, что общение протекает на фоне их практического взаимодействия. Формируемая под влиянием взрослого предметная деятельность начинает менять форму их общения, сложившуюся ранее. (5)

Таким образом, изучив проблему взаимоотношений детей раннего возраста с взрослыми можно выделить следующее:

• Доброжелательное систематическое общение с взрослыми обогащает детей раннего возраста, благоприятствует познавательному развитию;

• Общение принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит малыша с окружающей действительностью;

• Потребность в общении должна быть удовлетворена;

• Предметная деятельность и игра способствуют развитию эмоционального общения;

• Привязанность, формирующаяся в раннем детстве, помогает ребенку вступать в общение и взаимодействие с взрослым;

• Общение возможно лишь с тем человеком, от которого не исходит чувство опасности.

Используемая литература:

1. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Развитие и воспитание детей второго года жизни. М. :Прсвещение,1986.

2. М. П. Лисина. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослым от рожения до семи лет. М. :Автореф. Дис. 1999.

3. Л. Н. Павлова, С. Л. Новоселова, Л. И. Каплан. Дети раннего возраста вдошкольных учреждениях. М. :Владос. 2004.

4. С. Теплюк. Коррекция личностного развития дошкольника. М. :Сфера. 2009.

5. Ю. Разенкова, С. Теплюк. Индивидуальная программа развития детей. М. :РМАПО. 2000

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Мастер класс по рисованию «Рисунки на камнях» для детей старшего дошкольного возраста совместно со взрослымиМастер класс по рисованию «Рисунки на камнях» для детей старшего дошкольного возраста совместно со взрослыми Предлагаю вашему вниманию мк по рисованию выполненный на камнях. Мир природы загадочен, красив и неповторим. Работая с природным материалом.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы»Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы взаимоотношений детей раннего возраста со взрослыми
Опубликовано: 13 октября 2020 в 18:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД